Концепцию приграничного бизнес-сотрудничества обсудили на прошлой неделе в Уральске предприниматели ЗКО и Оренбургской области. Цель встречи — создать более благоприятные условия для бизнеса и увеличить объемы экспорта. Но сначала попытались определить проблемные вопросы и донести их до депутатов, чиновников и межправительственной комиссии ЕАЭС.
Три кита проблем бизнеса
Основные проблемы предпринимателей приграничных областей — таможенные и транспортные споры, разночтения в налоговых Кодексах двух стран. Словом, нужно еще раз изучить рынки сбыта, производства, отметить узкие места, которые мешают сотрудничеству, говорили спикеры. К примеру, аналитики РПП «Атамекен» обрисовали картину — в каком направлении двигаться бизнесменам. В структуре экспорта ЗКО 46% занимают металлы и изделия из них, 27% минеральные продукты, 16% машины и оборудование, 8% продукты животного и растительного происхождения и 4% разного рода товары. Импортируют в область из России 26% металлов и изделий из них, 22% машин и оборудования,18% продуктов химической промышленности, 16% минеральных продуктов, 9% продуктов животного и растительного происхождения и 9% — прочие товары. Товарооборот ЗКО и России в 2018 году составил $631,5 млн ($603,4 млн – в 2017 году и $444,5 — в 2016 году).
Другие данные озвучил замначальника управления международного сотрудничества Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области Сергей Кузнецов.
«По данным наших таможенных органов товарооборот между нашими областями составляет свыше $800 млн. Но и эта статиcтика не в полной мере отражает реальные его масштабы», — сказал он.
Спикер объяснил: когда создали Таможенный союз, предприниматели получили право вести таможенное оформление в любой точке ТС — хоть в Белоруссии, хоть в Киргизии. Поэтому часть налогов засчитывается другим странам. Спикер считает — это одно из многих «несовершенств в Евразийском союзе», а и опыт евразийского сотрудничества показывает: множество подводных камней, законодательных нестыковок пора убирать.
По экономическим показателям Оренбургская область и ЗКО являются одними из лидеров в развитии приграничного сотрудничества двух стран. Первая граничит тремя областями Казахстана: на Востоке это Костанайская область, на Западе — Актюбинская и Западно-Казахстанская. Всего 1876 км общей границы из 7,5 км самой большой в мире сухопутной границы между РК и РФ.
«Мы проходили пункты пропуска на границе — неразвитость логистической системы резко тормозит мобильность бизнеса. Эти переходы как бутылочное горлышко. Их состояние никого не удовлетворяет», — заметил Кузнецов.
Он также отметил, что ЗКО является главным внешнеэкономическим партнером Оренбургской области. В 2018 году на оренбургском газоперерабатывающем заводе переработано 9 млрд кубометров газа Карачаганакского месторождения и около 800 тыс. тонн газового конденсата. Примерно 70% внешнеэкономического оборота приходится на ЗКО и 10-15% — на Актюбинскую область.
Нужны совместные производства
«У нас сырьевая область, но товарооборот растет. Россия для нас — надежный контрагент и лидер в импорте. С Астраханской областью у нас этнокультурное и туристическое сотрудничество. Волгоград — животноводство: мы скот сегодня покупаем оттуда прямиком. Саратовская область — это транспортно — логистические перевозки. Самарская область также – транспорт и логистика», — сказала в своем выступлении начальник отдела сопровождения бизнес-проектов РПП, предприниматель Эльмира Бисембаева.
Обсуждая проблемы, уральские предприниматели «тянуть быка за рога» не стали и предложили оренбургским коллегам организовать совместное предприятие по производству комбикормов для животных, птиц и рыбы. Оренбург в этом деле имеет богатый опыт: там действует завод, мощностью 100 тыс. тонн комбикорма в год и порядка десяти мелких и средних заводов. Предпринимательница подчеркнула, что АПК — одно из первых и перспективных направлений в экономике ЗКО после углеводородного сырья. На одного жителя области коэффициент животноводческой продукции составляет 0,87 — самый высокий показатель по Казахстану. Комбикорм в область по традиции завозят с России. При этом рост животноводства, например, по КРС составляет уже 8% в год, поэтому без комбикормового производства не обойтись.
«ЗКО — единственная область в РК, куда не завозится мясо с других регионов. А для организации производства комбикорма у нас есть посевные земли», — передала предложение местных сельхозпроизводителей Бисембаева.
Россиянам предложение понравилось – его обещали передать предпринимателям.
Со своей стороны помощь инвесторам пообещал региональный директор АО «НК «Казах Инвест» Нурлан Каиршин. Он сообщил, что с декабря 2018 года АО встроено в систему министерства иностранных дел РК, что позволило компании, которая сопровождает иностранных инвесторов, «единой цепочкой работать с дипломатической корпусом за рубежом и в каждой области».
В этом году «НК «КазахИнвест» запускает проект Центра обслуживания инвесторов. По принципу одного окна — там можно будет получить информацию о том, как получить в аренду земельные участки, данные о технических условиях, разъяснение законодательства и т.п. Все структуры, которые занимаются поддержкой бизнесменов, будут оцифрованы и информация станет доступной в электроном виде.
«Ключевой особенность поддержки инвесторов в Казахстане является подписание инвестиционного контракта, в рамках которого мы можем предоставить 100% скидки по налогам таможенным пошлинам на определенный период», — сообщил Каиршин.
«Приезжайте, работайте!»
Местные предприниматели поставили вопросы о двойном налогообложении. При закупе товара и составлении контракта на территории России в стоимость товара добавляется НДС, хотя согласно договору ЕАЭС товар должен продаваться без включения НДС — по нулевой ставке.
«Товар прибывает сюда, и наш предприниматель оплачивает еще 12% — у него три формы отчетности. Бизнес открыто говорить об этом не хочет, но договор ЕАЭС превыше всего и его надо соблюдать», – говорили выступающие.
Гости согласились, но заметили, что такие же проблемы испытывают и российские бизнесмены, работающие в Казахстане, а проблему давно уже пора решать внося поправки и в налоговые кодексы двух стран.
Опровергли оренбургские правозащитники и бытующее мнение, что Россия в условиях санкционных войн не заинтересована в новых игроках на своих рынках. Уполномоченный по правам предпринимателей Оренбургской области Виктор Коршунов в комментарии «Курсив» заметил: «кто хочет работать, приезжает и работает, и никаких проблем». А если появляются, их можно всегда решить. Например, разобраться в причинах чрезмерно тщательного досмотра на границе товаров, идущих из Казахстана.
«Мы с таможенными органами вплотную работаем и знаем причины. Казахстан является транзитным государством и когда идут бананы, выращенные в Белоруссии или креветки, произведенные в Литве, это вызывает сомнения. Есть группы, которые используют наши нормальные отношения и правила в своих целях», — заметил Коршунов.
Правозащитник предложил обращаться к нему — если кто-то превышает свои полномочия.
«Структура создана, чтобы находить эти решения. Мы успешно работаем с прокуратурой. Поможем предпринимателям из Казахстана», — сказал в кулуарах, отвечая на вопросы «Курсив» спикер.
Точка зрения
«Достаточно много работает в Оренбургской области казахстанских предпринимателей в самых разных направлениях — 1165 человек со всего Казахстана. Мы планируем открыть Центр развития торговли, который будет решать проблемы бизнеса. Познакомились с вашей налоговой системой — у вас все гораздо проще, но незнание законов, и сложность в оформлении (нужно иметь вид на жительство и только потом разрешено заниматься бизнесом) — два главных сдерживающих фактора для наших предпринимателей. В России можно просто зарегистрироваться в качестве резидента в налоговой и вести бизнес. Что еще пугает наших бизнесменов. Российский предприниматель не понимает, кто будет гарантом их прав и интересов на территории Казахстана. Поэтому нужно объединятся и больше места уделять пропаганде: мы есть, мы помогаем, вот примеры… Мы говорим о задаче привлечь инвестиции российского бизнеса, который будет вкладывать свои деньги в развитии экономики, который будет давать в ЗКО мультикативный эффект: работу подрядчикам, рабочие места и т.п. Наш интерес- экспорт. Поэтому хотим собирать все проблемы в один «мешок» и отсылать тем, кто должен их решать, хотим выработать механизм решения этих проблем. Чем крепче будут наши связи, тем шире экономические каналы и крепче соседство», — считает руководитель Оренбургского офиса всероссийской общественной палаты по защите прав предпринимателей Андрей Саблин.