В Атырау на китайский кредит построят завод
В Атырауской области в активную фазу реализации перешел проект строительства завода по производству полипропилена. Долгожданный ввод в эксплуатацию нефтегазохимического парка приобретает реальные очертания. Однако существует мнение, что вся произведенная продукция будет уходить в Китай, который и выдал кредит на строительство завода.
Сколько стоит завод построить?
В 2007 году указом президента Казахстана в Атырауской области была создана специальная экономическая зона «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (СЭЗ «НИНТ»).
По замыслу авторов проекта, эта площадка призвана обеспечить комфортные условия для предприятий, реализующих проекты, связанные с производством товаров химической и нефтехимической промышленности. Одним из главных проектов и первым этапом реализации нефтегазохимического парка является запуск завода по производству полипропилена мощностью 500 тыс. тонн в год.
«В настоящее время проект находится в активной стадии строительства. Развернулись строительные работы на площадках установок дегидрирования пропана, полимеризации пропилена и общезаводского хозяйства», – сообщил «Курсиву» первый заместитель председателя правления ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.» (KPI) Кайрат Уразбаев.
KPI – оператор проекта по строительству интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области. Учредителями KPI являются ТОО «Объединенная химическая компания» (ОХК) и ТОО «Фирма «Алмэкс Плюс». ОХК, в свою очередь, является 100% дочерней организацией АО «ФНБ «Самрук-Казына». 28 июня 2018 года KPI передано в доверительное управление АО «НК «КазМунайГаз».
По словам Уразбаева, на сегодня завершено строительство офиса для генерального подрядчика и субподрядчиков, временного офиса заказчика и временного поселка, столовых, котельной, медицинского кабинета. Возведены цеха по сборке, покраске металлоконструкций и трубопроводных узлов. Подведены временные коммуникации – электроэнергия, вода, природный газ.
Размещены заказы на 123 единицы оборудования с длительным сроком изготовления.
«Со второго полугодия текущего года в соответствии с подписанными контрактами ожидается начало поставки на строительную площадку и монтаж различного технологического оборудования», – отмечает Кайрат Уразбаев.
По его словам, общая стоимость проекта с учетом строительства объектов инфраструктуры, организации финансирования и прочих затрат составляет $2,6 млрд, в том числе стоимость контракта на инжиниринг, снабжение и строительство оценивается в $1,8 млрд.
«В целях финансирования проекта заключено кредитное соглашение с Государственным банком развития Китая. Сумма кредитной линии составляет $2 млрд», – рассказывает Кайрат Уразбаев.
По его информации, в соответствии с графиком реализации проекта, завершение строительно-монтажных работ и начало пусконаладки запланированы на II квартал 2021 года.
В настоящее время численность работников KPI составляет 163 человека, в период эксплуатации, с учетом вспомогательных и сервисных служб, количество работников увеличится до 548 человек. Сейчас на проекте трудятся свыше 1 тыс. человек от подрядных и субподрядных организаций, 800 из которых – работники казахстанских компаний. На пике строительства планируется задействовать 4 тыс. рабочих.
Сырье для завода – 550 тыс. тонн пропана – планируется по трубопроводу поставлять с месторождения Тенгиз на станцию Карабатан, что приблизительно в 50 км от города Атырау.
Второй этап
Второй этап строительства газохимического комплекса, во время которого планируется построить и запустить завод по выпуску полиэтилена мощностью 1,2 млн тонн продукции в год, продлится с 2021 по 2024 год. Об этом в ходе индустриального форума в Атырау в феврале текущего года сообщил заместитель управляющего директора СЭЗ «НИНТ» Айбек Жолдасов.
По его данным, между Министерством энергетики РК, ФНБ «Самрук-Казына» и австрийской компанией Borealis подписано соглашение об основных условиях сотрудничества по данному проекту. Его стоимость оценивается в $6,9 млрд. Более $1 млрд будет потрачено на строительство газосепарационной установки мощностью 7 млрд кубометров в год на Тенгизском месторождении, откуда будет поставляться сырье. Инвесторами – партнерами по данному проекту выступают компании Borealis и ОХК. Разработку ТЭО проекта планируется завершить в 2019 году.
Ранее, выступая на совещании в правительстве, вице-министр энергетики РК Асет Магауов сообщил, что вклад в ВВП страны только двух вышеназванных проектов составит 1,5%.
«На территории СЭЗ ожидается реализация частными инвесторами проектов по производству полиэтилентерефталата, метанола и циклогексана, которые находятся на разных стадиях проработки», – сообщил также вице-министр.
Эти проекты, по его данным, привлекут порядка $2,5 млрд инвестиций и создадут до 10 тыс. рабочих мест на этапе строительства и 1,5 тыс. – на этапе эксплуатации.
Между тем СЭЗ «НИНТ» прошлый год закончила с убытком.
«В связи с получением убытков в размере 387,5 млн тенге начисление дивидендов по простым акциям АО «УК СЭЗ «НИНТ» за 2018 год и их выплату не производить», – говорится в выписке из протокола годового общего собрания акционеров АО «УК СЭЗ «НИНТ».
Напомним, период действия СЭЗ «НИНТ» – 25 лет, или с 2007 по 2032 год. Координацию деятельности нефтехимического технопарка осуществляет Министерство энергетики РК. Общая территория специальной экономической зоны составляет 3,5 тыс. гектаров. Из них участок Карабатан располагает площадью 1,5 тыс. гектаров, Тенгиз – 100 гектаров, с продуктопроводом от Тенгиза до Карабатана – 1,6 тыс. гектаров, технопарк в Атырау – 285 гектаров.
Сейчас на территории СЭЗ зарегистрированы 16 участников, четыре из которых активно развивают свою деятельность. Участники зоны имеют преференции и льготы в виде нулевой ставки по КПН, НДС, земельному налогу, налогу на имущество, плате за пользование земельным участком. Также им предоставляется упрощенный порядок найма иностранной рабочей силы.
Точка зрения
Экономист, кандидат технических наук Петр Своик о том, почему так долго строится нефтехимический парк и кто будет покупать его продукцию:
– Здесь пересекаются три важных интереса. Первый – государственный. Страна все-таки хочет иметь свою переработку нефти, а не только гнать ее сырую за рубеж. И тут конкретный интерес и «понты». Все же надо отчитаться, что мы тоже что-то можем. Это первый интерес, он как бы в основе лежит.
Второй интерес, направленный в противоположную сторону, – американцев, хозяев «Шеврона», то есть компании «Тенгизшевройл». Им это не нужно. Их интерес состоит в выкачивании сырой нефти из Казахстана. Попутно к этому большому интересу у них есть две небольшие проблемы: куда девать серу и куда девать попутные газы. Серу они научились продавать. Часть попутного газа они сжигают у себя на электростанции, а часть закачивают обратно. Они не могут напрямую отказать Казахстану в поставке сырья для нефтехимического парка. Но они ищут любые способы и отговорки, чтобы этого не делать.
Третья сторона – китайцы. Их интерес состоит в том, чтобы иметь не на своей, а на сопредельной территории некие производства, выгодные им. Это практически единственная сторона, которая заинтересована в строительстве этого нефтехимического комплекса. Они далеко от своей территории строят весьма сложное технологическое производство, сильно влияющее на окружающую среду, которое будет давать им необходимое сырье.
Вот это три вектора. Ни один из них не совпадает. Они как лебедь, рак и щука, которые тянут в разные стороны. Государству надо бы наладить выпуск сырья, которое оно бы перерабатывало в готовый продукт. Но государство до этого недотягивает. Ни качественно, ни денежно. Американцам надо всячески саботировать это дело. Они напрямую не могут отказаться. А китайцам нужно сырье. Они поэтому хоть и с большими проволочками, но продавливают свой вариант. Китайцы как минимум 90% продукции будут забирать. Поэтому они и финансируют этот проект.