19 июня 2019 года его запустило ТОО «Кар-Тел», владелец торговой марки Beeline. В настоящее время первый казахстанский MVNO-оператор работает в режиме бета-тестирования.
Виртуальный оператор сотовой связи, или MVNO-оператор (mobil evirtual network operator), – это оператор сотовой связи, который продает услуги под собственным брендом, но при этом использует готовую инфраструктуру другого оператора.
«izi – это мобильный цифровой оператор, который отличается от классических операторов тем, что весь сервис предоставляется онлайн. Мы используем мобильное приложение вместо офисов обслуживания, а чат-поддержку – вместо сall-центров. Подключение, управление услугами и весь остальной сервис – через мобильное приложение izi», – говорится на сайте оператора izi.
Цены на связь, представленные в виде пакетов СМС, звонков и гигабайтов трафика, опубликованы на сайте оператора. Максимальный пакет с 30 Гб трафика, 300 минутами и 50 СМС обойдется абонентам этой сети в 4 тыс. тенге в месяц. Не удалось найти на сайте предложений по пакетам услуг в роуминге. Например, связь в Испании не выглядит слишком доступной: 50 тенге за мегабайт, 300 тенге за входящий или исходящий звонок в Казахстан и 1 050 тенге за звонок в третью страну. Зато пользоваться приложением izi в роуминге можно бесплатно.
Прямые конкуренты izi скептически восприняли новость о появлении в Казахстане виртуального оператора.
«izi вышел в один из самых дорогих маркетинговых каналов – в прямые продажи, – сказал председатель совета директоров АО «Фридом Финанс», член совета директоров АО «Кселл» Тимур Турлов. – При этом рынок и так находится на ценовых минимумах: связь дешевая, у сотовых операторов низкая маржа, а ценовая конкуренция сошла на нет».
Участники рынка говорят о том, что дифференциация izi непонятна – при нулевой силе бренда izi стоимость привлечения клиента обещает быть заведомо выше, чем у самого Beeline. Также они задаются вопросом, как оператор izi собирается быть прибыльным, если зарабатывать все сложнее самой инфраструктуре и сотовым операторам с сильными брендами. Пессимизм среди участников рынка отразился на общей рыночной картине.
Статистика рынка
Главный источник роста телекоммуникационной отрасли – это услуги по доступу в интернет. С начала 2017 года к маю 2019-го он вырос на 24% (по итогам мая текущего года доступ в интернет – это более 23 млрд тенге, 36% всего рынка). Мобильная связь за пять месяцев 2019 года к аналогичному периоду 2018 года показала рост чуть более 0,3%.
Вообще, во всем «пироге» телекоммуникационных услуг по итогам мая 2019-го доля мобильной связи составляет 28%. Это второй по значимости сегмент рынка. Третий – прочие телекоммуникационные услуги, и он слишком аморфный, чтобы его можно было анализировать. Его доля во всех телекоммуникационных услугах составляет 18%. Все вместе три крупнейших сегмента занимают почти 82% всего рынка.
«Никто рекордов от телекома Казахстана и не ожидал. У Казахстана нет какого-то особого, персонального пути развития. Мы движемся исключительно по лекалам мировых трендов», – считает директор представительства iKS-Consulting Светлана Черненко. Она предполагает, что в краткосрочной перспективе операторы будут пытаться выжать максимум из «манипуляций» с пакетными предложениями и тарифными планами с так называемым сроком годности – наращивать наполняемость пакетов и увеличивать их стоимость. Что касается среднесрочной перспективы, то, по словам эксперта, существенный вклад в доходы операторов могут внести решения IoT (интернет вещей) – промышленные решения, сервисы для ЖКХ.
Виртуальным – быть?
В этих условиях говорить о наличии каких-то фундаментальных предпосылок для массового возникновения MVNO-операторов в Казахстане было бы преждевременным. Некоторое время назад в отрасли наблюдалась вялотекущая дискуссия по этому поводу. И мнение всех причастных к ней было неутешительным: если такое и будет возможным, то только в случае смены технологической парадигмы, например запуска сетей 5G и существенного изменения регуляторной базы.
Кроме того, виртуальные операторы должны предложить потребителю что-то уникальное, при этом ориентируясь на вполне конкретную аудиторию. Например, тот же Virgin Mobile сконцентрировался исключительно на пользователях iPhone. Есть и более экзотические подходы: оператор Ventocom в Австрии сделал совместный проект с футбольным клубом «Рапид». В результате был создан виртуальный оператор, ориентированный на обслуживание 900 тыс. болельщиков. Еще пример такого нишевого подхода – бразильская евангелистская церковь Igreja Sara Nossa Terra, которая создала виртуального сотового оператора Mais Parceiros de Deus для своих прихожан.
Банк и оператор
С другой стороны, виртуальные операторы могут стать для финансовых групп дополнительным источником данных о клиентах; самая очевидная синергия – это банк и сотовый оператор. «Сегодня 90% клиентского пути проходит не в инфраструктуре финансовых организаций, а в мобильных приложениях и в интернете, – говорит СЕО Prime Source Евгений Щербинин. – Это толкает банки искать варианты сотрудничества с маркетплейсами, соцсетями, агрегаторами, поставщиками различных сервисов. Самым полным, оперативным, достоверным источником информации о клиенте является сотовый оператор. Он знает, с кем вы контактируете, где находитесь, какие интернет-ресурсы посещаете, где работаете и живете. И все это в режиме реального времени».
Евгений Щербинин приводит в пример синергии банка и оператора.
«Российский Тинькофф Банк несколько лет назад создал собственного виртуального мобильного оператора. Интеграция бизнес-процессов операторов связи и банков несет огромный потенциал, ведь конверсия предложений в реальном времени достигает 50%, в то время как отклик на стандартное предложение банка в виде СМС обычно не превышает 1%, – пояснил Щербинин. – Кроме выигранной конкуренции за клиента, банк может развивать спрос клиента на свои услуги, используя, например, хорошо зарекомендовавшую себя геймификацию, для реализации которой также необходима интеграция с оператором в реальном времени. Для телеком-оператора правильно сделанные совместные проекты по событийному маркетингу могут вернуть маржинальность бизнеса на уже давно забытые высоты периода широкого распространения сотовой связи».