Казахстанского трансплантолога подозревают в незаконном изъятии органов
В настоящее время в Казахстане взят под стражу известный врач-трансплантолог Гани Куттымуратов. Его подозревают в участии в транснациональной организованной группе и незаконном изъятии органов и тканей человека. Об этом сегодня на пресс-конференции в Нур-Султане сообщил президент РОО «Защита прав медицинских работников» Нурлыбек Удербаев.
«Следственным комитетом МВД города Нур-Султан расследуется уголовное дело по факту торговли органами человека в отношении группы лиц. Мы хотим вам рассказать, что не так с этим расследованием. Уголовное дело возбуждено по статьям 264, часть 2 – «Участие в транснациональной организованной группе или транснациональной преступной организации» и 116, часть 3 – «Незаконное изъятие органов и тканей человека». В настоящее время по подозрению в совершении этого преступления взят под стражу известный врач-трансплантолог Гани Куттымуратов», – сказал Удербаев.
Куттымуратов обвиняется в том, что он единолично проводил госпитализацию, организацию и оперативное вмешательство по пересадке почек. Однако с того момента, как его задержали, никаких разговоров с ним следствие не проводило.
«Просто сидит человек третий месяц. Не вызывают его на допросы. Просто изолировали и все», – посетовал спикер.
Со слов Удербаева, в 2017 году некая иностранная компания заключила договор с руководством Национального центра онкологии и трансплантологии, где Куттымуратов работал заведующим отделением трансплантации. Согласно договору, в центре должны были проводиться операции по пересадке почек от живого донора для организации медицинского туризма в Казахстане и привлечения иностранных пациентов. В договоре были указаны все организационные, юридические, финансовые аспекты. С момента его заключения в центр стали поступать иностранные граждане: как доноры, так и реципиенты.
«То есть вот эта компания привозила этих пациентов, для того чтобы здесь проводилась операция. И согласно приказу, все эти пациенты проходили все комиссии, как этические, так и врачебные, и после этого принималось решение о проведении трансплантации. Операции по пересадке почки были успешно проведены и в последующем пациенты в удовлетворительном состоянии были выписаны и уехали на родину», – сказал Удербаев.
По его данным, Куттымуратов, будучи заведующим отделением транспланталогии, принимал участие в госпитализации и непосредственно в операции, но он никак не мог проводить организацию всей деятельности – то есть находить пациентов, договариваться с ними.
«Эти пациенты, если даже вдуматься в обвинение, госпитализировались в платное отделение, где есть свое руководство, свои врачи, где проводилось полное обследование пациентов, и только после этого они попадали к Куттымуратову в его отделение, где в последующем проводилась трансплантация… Согласно Кодексу о здоровье народа и системе здравоохранения, медицинское решение о трансплантации принимается консилиумом врачей, а не одним врачом. Все НПА, приказы регламентируют трансплантацию таким образом, что абсолютно исключаются решения одним человеком. То есть это уже заложено и независимо от его административного положения, званий, и так далее, в этот процесс привлечено очень большое количество людей, как минимум десятки, как из администрации, так и врачей», – резюмировал Удербаев.
В свою очередь президент РОО «Общество пациентов в трансплантации «Өмір сыйы» Сандугаш Орынбаева сообщила, что врача ждут 2 500 пациентов.
«Мы все негодуем по этому поводу. Наши пациенты оказались без динамического наблюдения. Это высокий профессионал, сердечный и благородный человек. Всего в Казахстане с 2012 года провели 1 194 операции по трансплантации почек от живых и посмертных доноров. Гани Муратович из них провел 340 операций. То есть почти треть операций в стране сделана этим гениальным трансплантологом», – резюмировала она.
Коллеги обвиняемого намерены обратиться к генпрокурору Гизату Нурдаулету и министру внутренних дел Ерлану Тургумбаеву с посланием, чтобы Гани Куттымуратова освободили на период расследования до суда под подписку о невыезде, либо под залог.