Передовые зарубежные технологии используют геофизики при разведке месторождения Озерное, находящегося в 230 километрах к юго-востоку от Караганды. Его реальные запасы могут составлять до 1 млн тонн меди. Внедрение технологических инноваций – один из приоритетов государственной программы индустриально-инновационного развития республики.
Своим названием месторождение Озерное обязано специфическому природному ландшафту. Поступающие с Каркаралинских гор талые воды образуют в низине небольшие болотца. Площадь месторождения составляет около 70 квадратных километров. О наличии полезных ископаемых здесь стало известно еще в 1972 году, но из-за бедного содержания меди в руде (0,36%) и небольших разведанных запасов (400 тыс. тонн меди) месторождение не привлекло к себе внимания. Спустя несколько десятилетий ситуация кардинально изменилась благодаря стремительному развитию геологоразведочных технологий.
Интерес проснулся
«В советское время Озерное никому не было интересно, так как существовали более крупные и богатые месторождения, которым уделялось больше внимания. Сейчас ситуация меняется. С одной стороны, разведанные запасы близятся к истощению. С другой, появляются новые технологии, которые позволяют обогащать руды с более низким содержанием полезных ископаемых. Поэтому к Озерному снова проснулся интерес», – говорит геолог Александр Щеглов, сотрудник Kazakhmys Barlau.
Эта компания получила право недропользования на участке Озерное в конце прошлого года. По словам Щеглова, в 70-х годах прошлого века в результате оценочных работ на месторождении Озерное были обнаружены семь рудных тел.
«Наша задача – исследовать месторождение в глубину и в направлении флангов. Сейчас мы находимся на начальном этапе. К концу четвертого года у нас будет вся информация об этом объекте. И тогда мы будем делать экономическую оценку перспективности дальнейшего внедрения месторождения в разработку», – объясняет геолог.
В 2019 году на месторождении Озерное планируется провести магнитную и электрическую разведку, буровые, лабораторные и камеральные работы – все это обойдется более чем в 400 млн тенге. Предполагается, что общий объем запасов месторождения может составлять 1 млн тонн меди.
Сверху видно все
Сейчас на месторождении ведутся работы по подготовке к магнитным исследованиям с помощью дронов. Впервые в Казахстане именно беспилотники поднимут в небо магнитометры для измерения характеристик магнитного поля земли. Применение технологии UAV Mag немецкой компании Mobile Geophysical Technologies позволит увеличить детальность и производительность работ в десятки раз по сравнению с наземным вариантом, а также улучшить точность магнитных измерений.
Аэромагнитную разведку проведет молодая отечественная компания KazUAV.
«Мы приступим к тестовым работам по магниторазведке, как только пройдем все таможенные процедуры по ввозу оборудования. Это произойдет в ближайшее время. Пока мы проводим фотосъемку на площади 10 квадратных километров. Она нужна, чтобы обновлять данные и контролировать ход работ на разных этапах их выполнения», – поясняет совладелец компании Руслан Витвицкий.
В распоряжении KazUAV три беспилотника, стоимость каждого из которых $100 тыс. Сейчас эти дроны изготавливают в России, но в будущем компания сама планирует заняться их производством и увеличить долю казахстанского содержания до 80%.
«Чтобы проводить геофизические исследования, нужно ходить пешком, ездить на машине или нанимать пилотируемую технику. Самый непродуктивный вариант – ходить пешком. За восьмичасовой рабочий день бригада из пяти человек проходит 80 погонных километров. Наш самолет за один вылет, который длится четыре часа, пролетает почти в три раза больше», – рассказывает Витвицкий.
Собеседник добавляет, что использование новых технологий позволяет не только повысить безопасность и эффективность выполняемых работ, но и снизить их стоимость.
Три аномалии
Инновации применяются не только в магнитной, но и в электрической разведке месторождения Озерное. Здесь внедряются технологии Ore Vision IP и Infini TEMXL канадской компании Abitibi Geophysics, представителем которой в Казахстане является Nomad Geo Service.
«Старые установки были очень громоздкими. Кабель раскладывался в форме квадрата со стороной 2 километра. По нему подавался ток, который уходил в землю. С помощью датчиков мы измеряли значения электромагнитного поля. Теперь нам не нужно раскладывать большие петли. Мы устанавливаем только датчики. И, согласно полученным данным, оцениваем вероятное местонахождение рудных тел. Затем проводим электромагнитные работы, по итогам которых определяем места бурения будущих скважин», – вдается в детали главный геофизик Nomad Geo Service Марлен Жукебаев.
По его словам, прежние исследования на месторождении Озерное позволяли заглянуть на глубину 100–150 метров, нынешние – на 200–300 метров.
«Мы уже обнаружили три аномалии на глубине от 150 до 250 метров. Вероятно, что там залегают наиболее крупные запасы медьсодержащих сульфидов. Через полтора месяца у нас будут более точные сведения, которые позволят вычислить прирост запасов на глубину», – заверил специалист.
Будущее базовых металлов
Потребность казахстанских горнодобывающих компаний в вводе новых месторождений растет, и сейчас необходимо активно внедрять инновации, чтобы открывать труднодоступные месторождения, – на этот факт обращает внимание и заместитель акима Карагандинской области Алмас Айдаров.
«Мы всегда говорим, что в недрах нашего региона находятся все элементы таблицы Менделеева. Но это же просто теория. Все крупные легкодоступные месторождения, которые на поверхности лежат и которые невозможно игнорировать, давно открыты. Но залегающие на большой глубине скопления полезных ископаемых, в том числе и редкоземельных металлов, нам только предстоит изучать», – говорит Айдаров.
По его мнению, сведения о запасах меди на месторождении Озерное требуют детальной перепроверки. 400 тыс. тонн меди – это чуть больше годового объема добычи «Казахмыса». Но если подтвердится объем в 1 млн тонн меди – можно будет рассматривать разработку месторождения. Алмас Айдаров напоминает, что «предприятиям важно увеличивать свою рудную базу, ведь известных запасов хватит всего на 15–20 лет», и еще делает акцент на необходимости технологических инноваций: «При старых методах на разведку может уйти от пяти до семи лет. Поэтому нужны быстрые методы геологоразведки, чтобы точно спрогнозировать, где нужно бурить, и меньшее количество людей задействовать. Для нас важна сама технология. Если даже она и канадская, то используют ее казахстанские компании, которые принимают на работу соотечественников».