Аренду электросамокатов в Алматы обещали запустить в текущем июле. Анонсирована модель проката: стационарная, как Almaty Bike. Примерная стоимость услуги – 25 тенге в минуту + 100 тенге за разблокировку… При этом есть все основания полагать, что никакого проката не будет. Почему?
Вандализм – главная характеристика рынка проката
«Этот велосипед невозможно украсть, присвоить и разобрать на запчасти, так как они привязаны через маячок к системе GPS», – так заявляли авторы идеи проката китайских велосипедов Ofo, заходя на рынок Алматы в прошлом году.
В конце летнего сезона они даже не стали называть цифру потерь – по сути, разворованным оказался весь велопарк.
Та же судьба постигла смельчаков, решившихся в прошлом году открыть пункты проката электросамокатов.
Предприниматель Жандос Сейит рассказал «Курсиву», что весь его парк электросамокатов был разворован в течение лета. Аренда едва позволила вернуть затраченные на покупку техники средства. «Похитители находили и выламывали GPS-трекер», – поделился г-н Сейит. На память о проекте у него остались удостоверения личности, которые он брал в залог, возможно, даже и не принадлежавшие угонщикам.
Куда собрался ехать Ozim Scooters
Месяц назад Асылбек Есенов, директор компании Ozim Scooters, заявил: «В июле мы планируем разместить в Алматы 35 станций с 300 электросамокатами, оборудованными антивандальной защитой и GPS-трекерами».
Серьезность этих намерений вызывает сомнения – у компании нет не только сайта, но и приложения, через которое они планировали организовать связь с клиентами.
Но главное основание для сомнений – вряд ли такой бизнес в РК найдет реального инвестора. «Взлететь» в Казахстане стартап по прокату электросамокатов не может по той же причине, по какой не поехал Ofo – вандализм рынка. Это фактор распугал всех инвесторов, которые еще в прошлом году к идее кикшеринга были вполне благосклонны.
Как Arba растеряла всех инвесторов
В 2018 году в Алматы появился стартап Arba. Его создатель Лазиз Назаров сразу оговорился, что не планирует развивать свой бизнес в Казахстане. Здесь нет качественной инфраструктуры, но главное препятствие – менталитет населения, особенности которого ярко иллюстрировала история Ofo. Зато г-н Назаров предложил инвесторам интересный ход: запустить и отработать модель кикшеринга в Алматы, ожидаемо пожертвовав при этом партией самокатов, а полноценно запуститься в странах Европы и Юго-Восточной Азии.
Arba планировалась без станций, как система доступа к свободным самокатам в любой точке города. Свободный транспорт должен был указываться на карте в мобильном приложении, активация планировалась с помощью QR-кода. Стоимость поездки: 150 тенге разблокировка + 35 тенге за минуту пользования.
На случай попытки угона предусмотрена тройная защита: включение сигнализации, блокировка двигателя самоката и GPS-трекер, который укажет местонахождение самоката на карте. Лазиз Назаров рассказывает, что разработке блокировки двигателя посвятил особенно много времени, требуя у производителей специальную прошивку, которая без специального кода делает электросамокат нефункциональным.
Преимуществом Arba перед конкурентами должен был стать ремонт самокатов, который компания собиралась проводить самостоятельно. Проведенный стартапером анализ показал, что техобслуживание – слабое звено крупных сетей проката, и они предпочитают передавать эту задачу на аутсорс.
По словам Лазиза Назарова, в прошлом году приложение Arba было полностью готово, налажена надежная связь между ним и сервером. Интерес инвесторов к проекту предприниматель охарактеризовал как высокий. Оставалось вложить $20 тыс. в приобретение 35 самокатов, запустить шеринг на ограниченной территории и отработать управление самокатами через приложение. В этот самый момент рынок послал негативный сигнал инвесторам через Ofo… и пока все перспективные планы развития кикшеринга в мире можно строить без учета Казахстана.