Для Джерома Пауэлла начался самый опасный этап в его карьере председателя совета управляющих ФРС. С одной стороны, он борется за то, чтобы не допустить в США рецессии, а с другой – президент Дональд Трамп винит его в колебаниях рынка и замедлении экономики.
Неустанная критика Федрезерва со стороны Трампа привела к тому, что представители регулятора почувствовали: они борются не только за то, чтобы удержать экономику США на плаву, но и за сохранение ФРС свободной от политического вмешательства.
Уже понизив краткосрочные процентные ставки в июле, Пауэлл ведет ФРС в сторону дальнейших снижений ставок, хотя условия могут поменяться. Его коллеги по Федрезерву спорят, на сколько передвинуть ставки и когда, а также как лучше всего подать такое решение, ведь оно подвергнется «разбору полетов» и со стороны рынков, и со стороны Белого дома.
23 августа Пауэлл должен выступить на ежегодной конференции ФРС в Джексон-Хоуле, штат Вайоминг. Как надеются многие, на этой встрече всплывут подсказки для прогноза дальнейших действий Федрезерва.
Трамп утверждает, что экономика замедляется, потому что регулятор слишком завысил ставки в прошлом году. В то же время многие представители бизнеса и самой ФРС говорят, что это торговая политика Трампа спровоцировала рыночные колебания и затормозила приток инвестиций в бизнес.
Некоторые аналитики заявили, что Пауэлл порой запутывал рынки в том, что касалось планов ФРС. Он активно стремился повысить процентные ставки в декабре прошлого года и выступал за дальнейшее повышение, что усилило волатильность на рынках в конце года. По прошествии времени, говорят аналитики, стало очевидно: это была ошибка. Пауэлл убедил своих коллег изменить курс в течение нескольких недель.
Ставки высоки, с какой стороны ни взгляни. Эксперты Уолл-стрит в своих прогнозах повысили вероятность рецессии. И конечно, состояние экономики в 2020 году повлияет на то, будет ли Трамп переизбран.
«Я думаю, наша экономика в очень, очень хорошем состоянии, – заявил Трамп 18 августа. – Если она и замедлилась, так это потому, что мне приходится бороться с Китаем и некоторыми другими странами».
После обвала рынков на прошлой неделе президент обозвал Пауэлла «дилетантом» – это лишь последнее из колких замечаний Трампа с момента назначения Пауэлла главой ФРС. Трамп восхваляет экономические системы, где центробанки находятся под строгим контролем, как в Китае. Такая точка зрения вызывает опасения у представителей Федрезерва, как нынешних, так и бывших.
«Трамп ясно дал понять в различных интервью и высказываниях в Twitter, что не считает, будто ФРС должна быть независимой, – сказала на прошлой неделе экс-глава ФРС Джанет Йеллен в телепередаче WSJ at Large на канале Fox Business Network. – Нападки президента любого председателя Федрезерва повергли бы в стресс. Но вы знаете, что я восхищаюсь работой Пауэлла. Думаю, он старается не обращать на них внимания».
Представители ФРС считают свою независимость критически важной для рынков и экономики. В прошлом году регулятор повышал ставки четыре раза, так как безработица снижалась, а инфляция достигла целевого уровня в 2%. Представители ФРС в целом поддержали эту политику, поскольку ждали, что инфляция будет повышаться и в 2019 году. Но Федрезерв отложил планы по дальнейшему повышению ставок в долгий ящик после того, как в конце 2018 года инфляция неожиданно снизилась, а волатильность на рынках взлетела до небес.
Как сказал глава Федерального резервного банка (ФРБ) Чикаго Чарльз Эванс, в этом году скачки экономики «заставили нас всех присмотреться и задуматься… может, мы ошиблись насчет экономики в прошлом году? Или же на наш прогноз экономического роста еще сильнее стала давить неопределенность, с которой столкнулся бизнес (из-за состояния торговли)?»
Представители Федрезерва и частные прогнозисты говорят, что торговая политика Трампа усложняет их задачу. Дважды в этом году (в начале мая и после снижения ставок 31 июля) Пауэлл постарался донести точку зрения, что действий ФРС достаточно для поддержания экономического роста США – чтобы дать отпор инвесторам, возжаждавшим дополнительных экономических стимулов. Оба раза Трамп незамедлительно затягивал гайки в торговом конфликте США и Китая, чтобы поставить экономическое обоснование регулятора под сомнение.
31 июля ФРС снизила ставки на четверть процентного пункта, до диапазона 2–2,25%, ссылаясь на риски, связанные с замедлением мировой экономики и неожиданным ослаблением инфляции. На следующий же день, 1 августа, Трамп озвучил планы ввести 10%-ные пошлины объемом $300 млрд на те китайские товары, которые не были обложены 25%-ной пошлиной ранее. Тем самым он серьезно повысил градус накала в торговом конфликте Китая и США и поверг рынки в смятение.
«Стало очень трудно изо дня в день прогнозировать, какую точно позицию займет администрация президента или о чем будет следующий твит», – сказал главный экономист инвестгруппы PGIM Fixed Income Натан Шитс (ранее занимал руководящие посты в Федрезерве и Минфине США при президенте Обаме). Экономические прогнозы всегда имеют предел погрешности, добавил он, «но это уже качественно другая задача, и ФРС ее решать не обучена».
На прошлой неделе слабые экономические показатели Греции и Китая спровоцировали распродажу на фондовом рынке и ралли на рынке облигаций, а доходность по 30-летним казначейским облигациям США упала до рекордно низкого уровня. Эта реакция продемонстрировала, насколько инвесторы стали чувствительны к опасениям вокруг торговой напряженности и роста мировой экономики.
Что еще больше усложняет дело – Пауэллу необходимо добиться согласия своих коллег. Стремление Пауэлла понизить ставки привело к тому, что в июле группа лиц, ответственных за политику регулятора, разошлась во мнениях сильнее, чем когда-либо за полтора года, что он возглавляет ФРС. Половина из 12 президентов региональных подразделений ФРС, входящих в эту группу, выразили нежелание снижать ставки в преддверии заседания регулятора 30–31 июля. В основном потому, что они, согласно интервью и публичным заявлениям, считали: экономика США в этом стимуле не нуждалась. В то же время на заседании нашлось немного сторонников снижения более чем на четверть пункта.
Глава ФРБ Бостона Эрик Розенгрен, который не согласился с решением по ставкам в прошлом месяце, сказал, что расхождение мнений в Федрезерве вполне естественно, учитывая неопределенность в торговле.
«Если я предположу, что торговая политика не изменится, а кто-то другой предположит, что разразится торговая война, которая ударит и по бизнесу, и по доверию потребителей, то, несмотря на одинаковые исходные данные, мы получим совершенно разные прогнозы», – заявил он в интервью перед заседанием 30–31 июля.
Пауэлл упоминает торговую политику в публичных выступлениях, но совершенно избегает суждений о решениях Трампа.
«Мы никоим образом не критикуем торговую политику. Это не работа Федрезерва», – сказал он на пресс-конференции 31 июля.
На этой неделе многие из коллег Пауэлла будут присутствовать на конференции в Джексон-Хоуле, где он и его главные помощники, как ожидается, начнут согласовывать следующее решение в преддверии заседания ФРС 17–18 сентября. Если нет кризиса, представители Федрезерва, как правило, принимают важные решения с осторожностью, а такое поведение испытывает терпение Трампа.
«У председателя ФРС очень сложная работа. Нужно не просто изучать данные… Еще ведь нужно подвести комитет к нужному решению и в согласованной манере, – сказал президент чикагского ФРБ Эванс, который поддержал понижение ставок в июле. – Это лучше работает, когда мы все согласны с решением – если мы не слишком затягиваем с ним».
Пауэлл и его главные помощники, заместитель Ричард Кларида и президент ФРБ Нью-Йорка Джон Уильямс, убедили ФРС понизить ставки еще до того, как данные стали убедительно свидетельствовать о замедлении экономики. Лидеры Федрезерва сослались на исследование, согласно которому, когда у регулятора мало пространства для понижения ставок, потому что они и так близки к нулю, ему следует использовать эти ограниченные меры быстро и с упреждением. Они не заводили речи о более агрессивных мерах после июльского заседания, потому что не усмотрели достаточно доказательств замедления экономики, чтобы начать бить тревогу. Но они также столкнулись с сопротивлением коллег. Некоторые представители региональных подразделений ФРС говорили, что не стоит преждевременно стимулировать экономику, которая все еще обеспечивает стабильную занятость и уровень потребления: это чревато раздуванием финансовых пузырей и другими проблемами.
Во имя достижения согласия Пауэлл резервирует не один день в своем календаре, чтобы встретиться или переговорить по телефону со всеми 12 президентами ФРБ и четырьмя членами совета управляющих ФРС перед каждым заседанием Федерального комитета по операциям на открытом рынке, который и устанавливает ставки.
«Во время обсуждения Пауэлл не пытается навязать остальным свою точку зрению, – заявил президент ФРБ Ричмонда Томас Баркин. – Напротив, он внимательно слушает». Баркин 30 лет проработал в консалтинговой фирме McKinsey & Co, где занимал руководящие должности, в том числе финансового директора.
«Не думаю, что большинству корпоративных руководителей понравилось бы работать на месте Пауэлла или даже делать его работу своим способом, – сказал Баркин. – Члены группы должны уважать вас за то, что вы понимаете суть дебатов, понимаете стоящие перед вами вызовы. Что вы обладаете тем мышлением, за которым они готовы последовать».
Обычной темой для разговоров на торговых площадках стал вопрос, прочно ли Пауэлл сидит в своем кресле. Трамп считает, что у него есть полномочия сменить главу ФРС по своему усмотрению. Этот юридический нюанс представители Федрезерва оспаривают.
Президент выдвинул Пауэлла на пост председателя ФРС в ноябре 2017 года, а также выбрал четырех из пяти нынешних членов совета управляющих ФРС. Разочаровавшись в этих чиновниках, весной 2019 года Трамп озвучил планы назначить в совет больше людей, верных политике республиканской партии, а также критиков регулятора. Двое из его кандидатов, Стивен Мур и Герман Кейн, сняли себя с рассмотрения, когда республиканцы в составе сената указали, что те вряд ли получат подтверждение на пост. Трамп заявил, что представит двух других кандидатов.
Пауэлл, 66-летний адвокат и бывший управляющий прямыми инвестициями, который служил в Министерстве финансов США при президенте Джордже Буше-старшем, встретился с членами Конгресса в частном порядке, чтобы заручиться поддержкой. Глава ФРС сказал, что не позволит влиять на свои решения ничему иному, кроме экономического анализа и миссии регулятора по повышению занятости и сохранению ценовой стабильности.
«Мы люди. Мы будем ошибаться, – сказал он во время выступления в Нью-Йорке этим летом. – Но мы не сделаем ошибки, связанной с честью или добропорядочностью».
Трамп нанес ответный удар на следующий же день. «Он пытается доказать, что крутой, потому что не позволит собой командовать, – сказал он каналу Fox Business. – Он никто, и звать его никак, теперь я его сделал человеком, и он хочет показать свою крутость».
В прошлом месяце Пауэлл заявил, что не уйдет с должности председателя ФРС, если Трамп захочет раньше времени прервать его четырехлетний срок. Это предвещает потенциальную битву в суде.
Любые судебные баталии вокруг верховенства над главой ФРС займут недели, месяцы, но отрицательная реакция рынка, вероятно, последует незамедлительно, сказала бывшая участница совета управляющих ФРС Сара Блум Раскин, ныне работающая в юридической школе Университета Дьюка.
Максин Уотерс (представитель демократов от штата Калифорния), председатель комитета по финансовым услугам палаты представителей Конгресса, спросила Пауэлла, покинет ли он свой пост, если ему прикажет Трамп. «Конечно же, я этого не сделаю, – ответил Пауэлл. – Мой ответ будет: нет».