Что мешает бизнесу Западно-Казахстанской области одевать школьников
Родители и предприниматели рассказали «Курсиву», какой бюджет составила подготовка детей к школе и какие проблемы нужно решить на государственном уровне, чтобы начать промышленное производство отечественной школьной формы.
Дети полнеют
Только одежда одного школьника обходится семейному бюджету минимум в 35 тыс. тенге, рассказали в ходе опроса «Курсива» уральские родители. Костюм для мальчиков и комплекты для девочек в магазинах стоят от 12 – 20 тыс. тенге и выше, рубашка – от 1200, обувь – от 3 тыс. тенге. Практически все используют бюджетный вариант сбора в школу – купить на первое время только самое необходимое. При этом рынок предлагает и цены, и качество на любой вкус, а городские ателье работают буквально в авральном режиме – завал индивидуальных заказов. Если говорить только об одежде, то особенность нынешнего школьного сезона – новые фасоны фартуков для школьниц и спрос на форму, бывшую в употреблении.
«Заказов очень много. Шьем по цене от 8 тыс. тенге за комплект для девочек и до 12 тыс. за костюм для мальчиков. Большой спрос на услуги ателье объясняется просто – сейчас очень много полных детей. Для мальчика, например, приносят практически костюм на взрослого, и мы его перешиваем или подгоняем», – рассказала владелица ателье «Стиль» Эля Лукпанова.
Эля Лукпанова.
Между тем, по данным областного управления образования (УО) в этом году в ЗКО области 379 государственных школ примут 101 тыс. учащихся. В первый класс пойдут 13,3 тыс. детей. Каждая школа самостоятельно выбирает цвет и фасон школьной формы.
«На днях министерство образования уведомило все управления образования о едином цвете школьной формы. Но этот вопрос будет обсуждаться с родителями в течение года, и к весне 2020 года будет определен цвет», – пояснила «Курсиву» руководитель отдела развития дошкольного и среднего образования УО ЗКО Светлана Темиргалиева.
При этом местные бизнесмены готовы осваивать просторы все еще не занятой в регионах ниши – промышленного производства школьной одежды. По данным УО, ежегодная потребность ЗКО в школьной форме составляет 120 тыс. комплектов. Попытки начать массовое производство в прошлом году делала небольшая швейная фабрика «Надежда» – она презентовала фирменный фасон школьной формы. Другая компания – Уральская швейная фабрика «Диана» – запустила под эту идею проект модернизации производства.
«Эту «телегу» нужно двигать самим»
«В этом деле есть несколько проблем – мы их на разных площадках уже поднимали. Самая фундаментальная – состав ткани. В приказе министра образования сказано: в тканях школьных костюмов обязательно должна присутствовать шерсть», – говорит директор швейной фабрики «Диана» Ердан Темергазиев.
Но такой ткани, по его словам, нет в Китае, где предприятие закупает ткани. Если закупать необходимый материал, то только на ткацких фабриках России, Беларуси и Украины. И там эта ткань дорогая, потому что натуральная. Для сравнения – 1 м простой ткани стоит около 1 тыс. тенге, а оптовая цена полушерстяной – 2,5 тыс. тенге.
Бизнесмен считает: если брать поливискоз – ткань, которую называют искусственной шерстью и из которой пошиты импортные школьные костюмы, то тогда можно наладить массовый пошив школьной одежды, как это делают в России, Беларуси, Кыргызстане и Таджикистане. Но тогда сертификата на пошив бизнес не получит – отечественная продукция не будет соответствовать приказу министра образования.
Второй вопрос – цвет. Если закупать синюю, темно-синюю и серую ткань, то можно прогореть. Фабрике желательно работать с одним цветом – цветовые настроения покупателей часто меняются. Третья проблема – фасон.
«Если он будет меняться вместе с директорами школ, то фабрикам придется постоянно перестраиваться. Нужен единый фасон, тогда мы начнем работать. Если мне круглый год шить, то какой нужно иметь запас прочности и финансов, чтобы, не продавая весь год, платить зарплату и хранить продукцию на складе и потом за два месяца все, что нашил за год, продать?» – задается вопросом предприниматель.
Проблему поднимали на площадке региональной палаты предпринимателей. Тогда бизнесменам предложили брать дешевые оборотные средства через Фонд «Даму».
Этот вопрос на сегодняшний день остается актуальным, говорят предприниматели. Жить от тендера к тендеру швейным фабрикам не выгодно: сегодня много работы, завтра ее нет, и приходится временно закрывать цеха. А промышленный выпуск школьной формы – это стабильное производство.
«Недавно за круглым столом с участием УО мы опять все эти вопросы подняли. Но управление образования не было готово на них ответить – они не принимают решений. Если решать на уровне министерства, это будет не скоро. Поэтому эту телегу нужно двигать самому бизнесу», – убежден директор фабрики.
Шить будут и роботы
Школьную форму шить сложно, говорят швейники. Фабрика «Диана», например, отправила на учебу технолога. Потом он обучит 27 швей, которые тут работают, и будет проводить мастер-классы для новых работников. Экспериментировать решили на простой ткани. Выпуск первой партии начнут этой осенью. Самое сложное, говорит Темергазиев, – шить пиджаки. Поэтому фабрика решила купить швейные автоматы – например, по пошиву карманов. Швея один изготовит за 45 минут, а автомат – за три. Стоит один такой робот 10 млн тенге. Фабрику автоматизируют частично, оставив и рабочие места. Ежегодная потребность в форме, как уже говорилось, в ЗКО составляет 120 тыс. комплектов. «Диана» планирует шить по 12 тыс. комплектов в год.
«То есть по 1 тыс. комплектов в месяц. Значит, нужно еще таких же 10 фабрик. Объемы хорошие и задача заманчивая. Даже если убрать форму для старшеклассников – они обычно ищут индивидуальные фасоны, можно смело браться за пошив одежды для учащихся с первого по седьмой классы», – объясняет предприниматель.
Но как в стену швейники упираются и в старые советские ГОСТы 80-х годов. А там все «ростовки» устаревшие. Фабрики шьют по этим стандартам, хотя в паз по ним могут попасть только формы для 4-классников. Учащиеся с пятого класса – уже не стандарт.
«Мне понятна проблема родителей. На днях я купил сыну школьный костюм, но пиджак оказался длинноватый. Наши швеи его сейчас подгоняют. Сегодня уже школьникам с пятого класса требуется индивидуальный пошив. Поэтому ателье завалены заказами», – говорит Темергазиев, отмечая, что там работают в основном на бытовых швейных машинках – промышленные объемы даже всем ателье не осилить.
Одно уральское ателье на пошив школьной формы всего для двух начальных классов тратит два месяца, подметил собеседник.
И, наконец, главный вопрос – цена, которая устроила бы и родителей, и бизнесменов.
«В Казахстане всего две-три большие швейные фабрики, и сегодня они шьют форму в основном для элитных школ Алматы и Нур-Султана. Их полушерстяная школьная одежда стоит не менее 35 – 40 тыс. тенге. И им этого рынка вполне достаточно», – объясняет бизнесмен.
Он уверен – небольшие фабрики в провинции могут укладываться в ценовой коридор 13 – 14 тыс. тенге за комплект из поливискозы при себестоимости 9 – 10 тыс. тенге. Из полушерстяной ткани фабрики могут продавать форму по 18 тыс. тенге при больших объемах производства.
По его словам, у импортной школьной формы из поливискозы большие наценки. Сшила партию, к примеру, киргизская фабрика и продала оптом. Оптовик отдал партию еще одному перекупщику – среднему оптовику и тот отправил ее в розничную продажу, где цена выросла до 18 – 20 тыс. тенге за комплект. При этом в Казахстане из-за несогласованности в цвете, стиле и при старых ГОСТах эта производственная ниша практически пустует.
«Легкая промышленность у нас только сейчас оживает. Все научились шить спецодежду, формы пожарным, полиции. Следующий шаг – сложные, емкие товары: купальники, платья, пальто, школьная форма. Бизнес к этому готов. Нужно, чтобы и заинтересованные министерства тоже были готовы», – заключил бизнесмен.