Судебные исполнители смогут помочь деньгами должникам
Создание социального фонда для решения вопросов должников, которые попали в трудную жизненную ситуацию, поможет погашению долгов и решению других вопросов, сообщил министр юстиции Казахстана Марат Бекетаев.
«Законопроект разрабатывается не министерством юстиции, а группой депутатов, но министерство юстиции активно участвует в этой работе. Естественно, потому что мы, регуляторы, в этой сфере. Касательно алиментного фонда – я впервые озвучил эту идею примерно месяц назад, когда мы собирали НПО. Уже сейчас, можно сказать, определенный анализ проведен, по опыту других стран они, как правило, называются социальные фонды», – сказал он на пресс-конференции 28 августа.
По его словам, есть разные модели фондирования таких фондов, в том числе с участием государства, благотворительных организаций и самих судебных исполнителей.
«Как это происходит. Например, судебные исполнители на своем общем собрании договариваются: каждый месяц мы все понемногу отчисляем деньги в такой социальный фонд. Для чего это нужно судебным исполнителям? Судебные исполнители на определенной стадии своего развития понимают, что они не могут требовать у своих должников в любой момент времени исполнения всех обязательств. Жизнь намного сложнее», – сказал Бекетаев.
Министр отметил, что иногда человек-должник попадает в трудную ситуацию: болеет, попадает в больницу или теряет работу.
«В этот момент ему нужно помочь, но эта помощь, самое интересное – никогда не безвозмездная. Невозможно просто взять и раздавать деньги. Что предполагают такие социальные фонды? Во-первых, есть ограничение по сумме. Допустим, должник по алиментам должен три миллиона тенге и есть ограничение по сумме, например, один миллион тенге. Есть ограничение по верхнему пределу – раз, есть ограничение по проценту от долга. Ни в одной стране 100% долга не закрывается за счет такого фонда», – сказал он.
Как правило, по его словам, социальный фонд может предоставить должнику около 50% от суммы долга. Эти деньги предоставляются с возвратом, с комиссией или без нее.
«Как это на практике работает. Должник попал в больницу, не может заплатить. Судебный исполнитель к нему приходит, видит, что у него трудная ситуация и денег нет. Он предлагает ему, иногда в письменном виде, и говорит: у тебя есть возможность обратиться в такой фонд. Этот фонд заплатит 50% твоего долга, но ты потом должен ему возвращать в течение пяти лет равными долями с процентной ставкой или без», – привел пример Бекетаев.
По его мнению, это очень хорошая помощь. «Он (должник) быстро часть долга закрывает и спокойно, найдя работу, закрывает долги перед социальным фондом. Но так, чтобы взять и заплатить за должника – такого не бывает. Это порождает иждивенческие настроения, и ни один фонд в мире не выдержит такой нагрузки. Это модель, которую мы предлагаем», – сказал он.
Министр считает, что в Казахстане нужно предложить модель, когда сами судоисполнители будут формировать такой фонд и нужно выставить ограничение по сумме выплаты.
«Мне кажется, 50% – это слишком много. У нас нет такого фонда сейчас и до его полноценного формирования, наверно, 20 или 30% от долга такой фонд на первом этапе должен закрывать. По сумме нужно считать экономическую модель. Еще один важный момент – не всем должникам такая помощь предполагается. Где-то формируются требования к таким должникам. Например, если инвалид: какие группы инвалидов могут обращаться за такой помощью. Либо он уже три или пять, шесть месяцев как потерял работу. Либо он в больнице находится сколько-то месяцев», – сказал он.
Бекетаев также сообщил об опыте требования алиментов казахстанками из-за рубежа.
«У нас есть случаи, когда женщины приходят (требовать выплаты алиментов из-за рубежа)… Казахстан вступил в международный союз судебных исполнителей. Мы отправляем туда документы для исполнения. По Германии на моей памяти из нескольких случаев два человека начали платить и оттуда приходят деньги, реальные перечисления», – сказал министр.