Новости

В Казахстане разработали новые правила по защите экологии Каспия

В первую очередь они касаются судовладельцев

В морском порту Актау простаивает судно для сбора отходов и сточных вод с кораблей. Гавань несет убытки, а корабли, по мнению экологов, сбрасывают отходы в море. Пока за руку не был пойман никто, так как контролировать действия судов в открытом море не может ни один госорган. 

Сбросы под вопросом

Любое судно, которое заходит в порт, имеет на своем борту мусор, подсланевые воды, которые образуются и скапливаются на дне трюма, фекальные, а также балластные воды, служащие для обеспечения веса, равновесия и стабильности судна. 

В прошлом году в морском торговом порту Актау было зафиксировано 1,5 тыс. судозаходов. При этом отходы сдали всего 250 кораблей – 2,5 тыс. куб. м жидких отходов и более 19 т ТБО. За первое полугодие текущего года ситуация не стала лучше: из 470 судов порт принял отходы лишь от 156 кораб­лей – 285 куб. м жидких подсланевых вод, 750 куб. м фекальных вод, 3,4 тыс. кг сухого мусора и 1,2 тыс. кг замазученной ветоши.

«Все виды отходов и сточные воды с кораблей, заходящих в порт, собираются с помощью специального судна. При этом порт не имеет собственных очистных сооружений, весь мусор передается сторонним организациям для дальнейшей утилизации. Но гавань готова на 100% принять заявки на сбор отходов со всех кораблей, заходящих в порт», – сообщил «Курсиву» главный менеджер службы безопасности мореплавания и эксплуатации флота Актауского морского торгового порта Куандык Карасаев. 

В связи с тем, что содержание очистительного судна обходится дороже, чем доход от сбора мусора, порт несет убытки. Только за шесть месяцев 2019 года содержание корабля обошлось в 48,8 млн тенге, а доход, который получил морской порт, составил всего 14 млн тенге. 

«Законом РК не предусмотрена ответственность капитанов судов за то, что они не сдают свои отходы на утилизацию в порту. Мы не можем их обязать делать это, и ни один государственный орган не вправе их контролировать в этих вопросах просто потому, что это не прописано в законе»,– добавляет Куандык Карасаев.

Главный эколог Мангистауской области Руслан Тукенов отмечает, что согласно Экологическому кодексу РК сбрасывать какие-либо сточные воды в море запрещено. Однако проконтролировать этот процесс невозможно. 

«Если на судне уже достаточно отходов, то по мере накопления их должны сдавать. Но наш порт не единственный на Каспии. Можно предположить, что суда сдают в своем порту отходы. Но не исключено, что их сливают в море. Мы не можем проверять каж­дое иностранное судно в порту, так как по сути это территория другого государства», – отметил г-н Тукенов. 

В свою очередь, независимый эколог Кирилл Осин придерживается мнения, что судам выгоднее сбросить сточные воды в море, чем сдавать их в портах. 

«Нет такого требования – пришел в порт и сдал отходы. Мы же понимаем, что это лишние расходы для судоходных компаний. Есть нейтральные воды, там вообще никакое законодательство не работает, и никто из контролирующих органов не вправе там находиться. Поэтому я могу лишь предположить, что туда безнаказанно все сливается», – говорит руководитель НПУ «Эко Мангистау» Кирилл Осин. 

В порту Актау заявляют, что необходимо пересмотреть правила пребывания судов в портах, внести изменения и обязать капитанов судов сдавать все отходы при заходе в гавань. 

Но в администрации морских портов Актау и Баутино считают, что проблему можно решить иначе. 

«В нашем порту, по словам капитанов судов, самые высокие тарифы на сбор мусора и сточных вод по сравнению с другими портами на Каспии. Поэтому, видимо, им и невыгодно делать это именно в Актау. Если бы цена снизилась, то, возможно, это улучшило бы ситуацию», – отметил заместитель руководителя РГУ «Морская администрация портов Актау и Баутино» Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК Асылбек Темизбаев. 

Новые правила

На днях в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК были утверждены новые правила, которые направлены на усиление мер экологической безопасности мореплавания для минимизации риска загрязнений с судов. 

По информации ведомства, в казахстанском секторе Каспийского моря в настоящее время под флагом Казахстана ходит более 300 судов, включая 12 судов торгового флота и флот поддержки морских операций для освоения нефтяных месторождений. Помимо этого в наши порты на регулярной основе заходят около 60 судов других государств. 

Новые правила по предотвращению сбросов с морских судов регламентируют ряд вопросов – определяют порядок проведения операций на борту судов, которые могут повлечь загрязнение моря. Это заправка судна топливом, мойка грузовых отсеков, фильтрация и сброс хозяйственных вод в море. Кроме того, правилами устанавливаются требования по наличию и работе специального оборудования и систем на судах, предназначенных для предотвращения сброса в море нефти, жидких химических веществ, сточных вод и мусора.

Лишний балласт 

А вот к балластным водам, которые служат для обеспечения веса, а также равновесия и стабильности судна, не предъявляются никакие экологические требования. По сути, отмечают эксперты, это чистая вода, которую забирают из других водоемов, а при заходе в другие порты сбрасывают. 

«То, что балластные воды нужно специально утилизировать, не прописано ни в одном законе. Да мы и не сможем это сделать технически. Представьте, приходит танкер на 12 тыс. тонн, балластных вод в нем примерно 6 тыс. Куда мы их будем выкачивать? И ради чего? Ведь это обычная вода», – говорит Куандык Карасаев. 

Экологи же придерживаются иного мнения, отмечая, что вместе с такой водой в водоемы попадают чужеродные организмы. Например, в Каспий когда-то таким образом попал мнемиопсис (вид гребневиков, обитающих в морской воде в теплых краях и напоминающих медузу. – «Курсив»). Специалисты отмечали, что если он и дальше продолжит размножаться, то это будет экологическая катастрофа, ведь он может съесть всю кормовую базу.

«Вот уже несколько лет на побережье Каспия находят маленьких крабов, а года два назад было сообщение, что на берег вынесло мертвого акуленка. Да, такие виды, возможно, не приживутся в Каспии, но нарушат его экосистему однозначно», – отмечает Кирилл Осин.

Решением проблемы, по мнению независимого эколога, могла бы стать практика обмена балластными водами между судами, как это принято во многих странах мира. Либо установка специального оборудования на кораблях, которое бы перед сливом уничтожало чужеродные микроорганизмы, содержащиеся в балластных водах. Но пока таких требований в казахстанском законодательстве нет.