Ресурсы

Сколько стоит вырастить племенную лошадь

Интервью с Валерией Нефедовой

Единственному в Карагандинской области заводу по разведению племенных лошадей больше четверти века. Сейчас из 140 лошадей, закупленных в первые годы работы, предприятие содержит 89 породистых кобыл и жеребцов. Во сколько обходится корм и уход за племенным поголовьем и какие услуги оказывает предприятие, чтобы держаться на плаву, в интервью «Курсиву» рассказала директор конного завода «Карат» Валерия Нефедова.

– Расскажите, сколько у вас коней и во сколько сегодня обходится содержание одной племенной лошади?

– Сейчас у нас 89 лошадей – английские и ахалтекинские. Мы завезли их с Луговского конного завода. У нас имеются жеребцы и кобылы со Словении, Германии, Англии. Больше ахалтекинцев, но есть и полукровки. Раньше было больше – 140 лошадей. Часть полукровных мы продали. 

На содержание одной лошади в месяц уходит больше 37 тыс. тенге. Это минимум, не считая добавок. Когда идет случка, жеребцов подкармливаем. Они получают яйца, морковь, сахар. Сено мы не покупаем, сами косим. На западе лошадей кормят сухими кормами, мы считаем, это неправильно. Кормить лошадь нужно шесть раз в день – три раза сеном, три раза овсом, ячменем.

– В каком возрасте лошадь готова к продаже? 

– Растим их до двух лет, потом готовим к работе или соревнованиям. Сегодня в Казахстане лошади в основном используются в национальных видах спорта. Когда лошадь показывает результат, тогда ее забирают известные производители. К примеру, у нас есть жеребец Анчар – это внук Абсента, олимпийского чемпиона. Потомство Анчара пользуется большим спросом. 

– Сколько в среднем стоит племенная лошадь английской или ахалтекинской породы?

– Понятно, что все затраты, которые мы несем, пока лошадь растет, закладываются в ее стоимость. Кроме этого, влияет на окончательную цену и то, что она умеет – хорошо бегать, брать барьеры. В среднем наши кони стоят от 1,5 миллионов до 2 миллионов тенге. Есть и такие, которые оцениваются в 4 миллиона тенге. А за рубежом такая лошадь может стоить $10 тысяч. 

– А куда и где вы реализуете своих лошадей?

– Мы продаем в Казахстане. Кто-то едет в Россию закупать лошадей. Но не совсем понятно, зачем? У нас есть свои ахалтекинцы-производители: и молодые, и взрослые. Они все прекрасны. 

– Вы говорите, что прежде чем продать лошадь, вы ее подготавливаете, тренируете. У вас действительно есть свои специалисты?

– Вы правы, отсутствие профессиональных кадров – это наша основная проблема. Не хватает тренеров, которые любят животных и могут тренировать лошадей, могут выстраивать план тренировок и четко представлять, каким должен быть результат. 

У каждой лошади есть свой характер, свои особенности. Например, английские лошади обладают утонченностью и грацией, но они не приспособлены к национальным видам спорта. Да, мы их готовим к этому, но условия тренировок у них пожестче. 

У нас работает тренер с Луговского завода, он мастер спорта по троеборью, он единственный, другого просто нет. Недавно взяли фельдшера, но он еще учится. Есть в штате также и один ветеринар. У нас очень мало профессиональных кадров. Элементарно пастухов не хватает, которые знают, как и где выпасать лошадь.

– Но ведь разведение племенных лошадей – не единственный источник дохода конного завода?

– Это основная наша деятельность. Кроме этого, у нас есть пять лошадей, которых мы подготовили к прокату. Они уравновешенные, спокойные, но они не умеют ни быстро бегать, ни высоко и правильно прыгать. Доход с них очень маленький. Прокат лошадей в зависимости от времени катания стоит от 2 до 7 тысяч тенге в час. Экскурсии проводим в небольших группах – это стоит 12 тысяч тенге, в больших группах до 25 человек – 40 тысяч тенге. Также мы сдаем в аренду денники. Есть люди, которые любят лошадей и хотят их содержать. Хозяева таких лошадей платят и за аренду, и за тренинг в месяц до 60 тысяч тенге.

– Каковы перспективы у конного завода?

– Мы готовим лошадей для спорта. Но есть и другие направления. Например, мы поддерживаем иппотерапию. Недавно двух людей с ограниченными возможностями отправляли на соревнования в Москву. 

В Темиртау есть школа пятиборцев, и сейчас будет подниматься вопрос, чтобы они здесь занимались, конечно, если будет выделено финансирование. Это и для нас поддержка, и в то же время перспективное направление.