Новости

Почему крестьянские хозяйства не заинтересованы в занятии молочным скотоводством

Те, кто решается на этот шаг, не могут дождаться финансирования на строительство ферм

Молочное производство в ЗКО, как отмечают ученые, развивается по отсталому методу. Крупные крестьянские хозяйства не заинтересованы молочным скотоводством: это слишком затратное и хлопотное дело. 

Намерение есть, кредит не дают

Руководитель крупного крестьянского хозяйства Кикбай Айдаралиев (поголовье мясного скота здесь составляет 850 голов, в летний период оно доходит и до 1300) намерен построить в ЗКО молочную ферму на 1200 коров. Об этом фермер заявил на региональном совете по привлечению инвестиций еще в январе 2019 года. Он рассказал, что стоимость проекта Ringo milk составляет 3,9 млрд тенге, из них 60% (около 2 млрд тенге) – это кредит, который предприятие намерено взять по линии Агрокредитной корпорации. Мощность молочной фермы, по проектным данным, составит 7 тыс. т молока в год. Уже на начало 2019 года у предприятия была предварительная договоренность о рынке сбыта – их продукцию планировали закупать уральские молокозаводы АО «Береке» и ТОО «Жастык».

Вместе с тем Кикбай Айдаралиев рассказал «Курсиву», что новостей по строительству молочной фермы у него нет. «Мы до сих пор не можем получить кредит. Агрокредитная корпорация ссылается на то, что у них в правилах прописаны такие длительные сроки рассмотрения кредитных заявок. Время уходит, строительство фермы сдвигается на неопределенные сроки», – высказался г-н Айдаралиев. По его словам, сейчас они заняты тем, что за свой счет восстанавливают орошаемые поля под выращивание сочных кормов. Намерение построить молочный комплекс у бизнесмена все еще есть, а терпение практически на исходе.

Все коровы – у сельчан во дворах

Замруководителя управления сельского хозяйства по ЗКО Саткан Умурзаков сообщил «Курсиву», что молочным животноводством по области занимаются 15 крестьянских хозяйств (в прошлом году таких хозяйств было 13). На 2020–2021 годы планируется запуск двух молочно-товарных ферм мощностью 600 голов каждая в Теректинском и Бурлинском районах области. Пока же, как отметил г-н Умурзаков, большая часть поголовья молочного скота сосредоточена на личных подворьях. 

Так, по данным департамента статистики ЗКО, на 1 июля 2019 года по области зарегистрировано 146 тыс. голов крупного рогатого скота молочного направления. Из них в крестьянских хозяйствах числится 22,8 тыс. голов, в то время как рядовые сельчане держат в 6 раз больше коров – 123,2 тыс. голов. 

С начала 2019 года и фермеры, и сами сельские жители надоили 76,9 тыс. т молока: на долю фермеров приходится 21,8 тыс. т, на частные подворья в 2,5 раза больше – 55,1 тыс. т. Эта ситуация по молоку остается неизменной на протяжении ряда лет. В управлении сельского хозяйства отмечают, что до двух третей от общего объема молока производят не крупные хозяйства, а обычные сельчане.

Саткан Умурзаков рассказал, что в качестве господдержки семи молочным фермам по ЗКО в 2019 году было выплачено 23,2 млн тенге в виде субсидий на удешевление стоимости производства молока (в 2018 году эта сумма была вдвое больше – 45 млн тенге, в 2017 году – 52 млн тенге). Двум сельхозкооперативам, которые занялись производством молока только в этом году, на эти же цели выделено 2,8 млн тенге (они освоили 1,46 млн тенге). Государственная поддержка молочным фермам на приобретение племенного молодняка в этом году составила 21,3 млн тенге, из них хозяйства освоили 14,1 млн тенге (в 2018 году на тот же племенной скот субсидий было выделено втрое меньше – 7,4 млн тенге).

При этом отметим, что в 2019 году из мер государственной поддержки была исключена статья расходов фермерских хозяйств «На ведение селекционной племенной работы с маточным поголовьем», в то время как за 2018 год на эти работы фермеры получили из бюджета 19,9 млн тенге, в 2017 году – 23,5 млн тенге.

Нужен научный подход

Доцент кафедры биотехнологии, животноводства и рыбного хозяйства, кандидат сельскохозяйственных наук Серимбек Абугалиев отмечает, что в ЗКО в год одна корова в среднем дает 1,5–1,8 тыс. кг молока. В целом по Казахстану средние показатели по молоку на ту же корову – 2,3 тыс. кг в год, а в хозяйствах, разводящих племенных коров, – 4,5 тыс. кг. По его словам, низкие показатели связаны с тем, что в области нет сельскохозяйственных угодий с хорошей, сочной травой, таких, как в Алматинской области, Павлодаре и Костанае. При этом ученый уверен, что хороших результатов по производству молока можно добиться и в ЗКО при соблюдении ряда условий.

Так, по его словам, никто не отменял простую истину, что «молоко у коровы – на языке». 

«Молочный скот должен круг­лый год получать хорошие корма однотипного рациона и содержаться в стойле», – объясняет г-н Абугалиев.

Как все происходит на деле? С весны и до осени наши коровы на пастбище едят зеленую траву, дают неплохие надои молока – 20–25 л в день. Осенью и зимой хозяева переводят их на грубые корма – сухое сено, и надои падают до 10 л в день.

По словам Серимбека Абугалиева, технологию получения хороших надоев молока в течение года уже давно (в 70-х годах прошлого столетия) изобрел итальянский ученый Луиджи Альбертини, который круглый год обеспечивал Рим молоком. Коров на своей ферме он держал на привязи и постоянно кормил вяленым сеном.

В наших реалиях процесс вяления травы затратен, поэтому для молочных ферм ученые разработали другую технологию кормления скота: сено, сенаж и силос. Г-н Абугалиев подчеркивает, что для того чтобы получать свой силос, в области необходимо возрождать орошаемые земли для выращивания кукурузы и люцерны. По его словам, для фермеров области также нужен свой комбикормовый завод, который бы обеспечивал все хозяйства концентрированными зерновыми кормами. 

Нет вложений – нет молока

По мнению ученого, на молочных фермах обязательно должен содержаться чистопородный скот. При этом обязательное условие для молочных ферм – искусственное осеменение скота, чтобы не возникало ситуаций, когда корова остается яловой и перестает доиться. При соблюдении всех условий, уверен Серимбек Абугалиев, одна корова может давать не менее 5 тыс. кг молока в год. При таком раскладе экономически эффективным может быть даже небольшое хозяйство, где содержится 200 и более голов коров молочной породы.

«Но фермеры ЗКО не хотят вкладывать деньги в производство, покупать породистый скот, сотрудничать с учеными в плане улучшения показателей своих хозяйств. Они работают по старинке, отсюда и низкие показатели по молоку. Поэтому будущее за крупными хозяйствами», – заключает Серимбек Абугалиев. 

Ученый заявляет, что и субсидии, которые дает государство для поддержки молочного производства, не стимулируют фермеров, а, наоборот, вводят их хозяйства в состояние стагнации. Сейчас, по его словам, субсидии выплачиваются исходя из количества коров на молочной ферме: больше скота – больше сумма господдержки. По его мнению, эффективнее было бы, если бы субсидии выплачивали за внедрение новых технологий – содержание высокопродуктивных коров, обеспечение их высокопитательными кормами.

«Еще одна проблема для фермеров – рынок сбыта молока. Сейчас в области есть несколько крупных молокоприемных пунктов, которые диктуют условия и цены. В этом плане молокопроизводителям также нужна поддержка – на их продукцию должна быть фиксированная цена, которая зависит только от жирности молока», – считает Серимбек Абугалиев.

молоко.jpg