Депутат мажилиса Дания Еспаева в ходе пленарного заседания палаты коснулась вопроса списания кредитов некоторым казахстанцам. По ее оценке, нигде в мире с развитыми рыночными отношениями такого рода масштабного списания долгов не применялось, а вопрос по неплатежеспособным заемщикам решается в правовом поле в рамках специальных законов о банкротстве.
По ее словам, неспособность должника удовлетворять требования кредиторов является одним из факторов социальной напряженности в обществе и неслучайно главой государства было поручено правительству и Нацбанку списать долги по беззалоговым потребительским кредитам социально уязвимым слоям населения. Такие долги в данный момент в рамках кредитной амнистии будут списаны 507 тыс. гражданам по более чем 630 тыс. займам. На их погашение выделено 106 млрд тенге.
«Конечно, государство обязано оказывать необходимую помощь своим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Однако в неравном положении оказались те граждане, которые, несмотря на все сложности, добросовестно погашали взятые кредиты, порой отказывая себе в самом необходимом», — сказала Еспаева.
По ее оценке, несмотря на то, что эта акция объявлена разовой, в будущем нет никакой гарантии, что количество неплательщиков опять не вырастет до критического уровня, когда для снижения социальной напряженности опять возникнет необходимость повторения акции, поскольку прецедент уже создан.
«Нигде в передовых странах в мире с развитыми рыночными отношениями такого рода масштабного списания долгов не применялись. А вопрос по неплатежеспособным заемщикам решается в правовом поле в рамках специальных законов о банкротстве», — указала депутат.
Она напомнила, что в 2015 году в порядке депутатской инициативы депутатами фракции «Ак жол» был разработан и внесен проект закона о банкротстве физлиц. Однако документ не был поддержан в МВК при правительстве.
«Нас тогда заверили, что аналогичный проект закона готовится в минфине совместно со Всемирным банком и якобы запланирован к принятию в 2017 году. Сегодня уже 2019 год и где этот закон? Правительство принятие такого закона привязывает к введению всеобщего декларирования доходов, но переход к этой мере в очередной раз перенесен теперь на 2025 год. За эти пять лет наши граждане успеют еще пять раз взять кредиты и не вернуть их и теперь они не будут просить, а требовать списать им новые сотни миллиардов долгов за счет государства. Не слишком ли высокая цена за бюрократическую волокиту? Если бы правительство вняло бы к предложениям нашей фракции о введении банкротства физлиц пять лет назад, то сегодня не было бы необходимости расходовать колоссальные средства на покрытие долгов неплатежеспособных граждан», — заверила Дания Еспаева.
Она предлагает правительству внести обещанный проект закона о банкротстве физических лиц. А в случае неготовности – повторно внести свой проект закона, отвергнутый правительством еще в 2015 году.