Новости

В отчетах ДГД ЗКО и Пограничной службы КНБ нашли большие расхождения

Скандал разгорелся из-за разночтений норм экспортного мониторинга на границе с Россией

Информацию о расхождениях распространило 18 сентября Агентство по противодействию коррупции. Вопросы к ДГД у антикоррупционщиков возникли из-за заниженного числа фур, прошедших погранпост «Сырым». Налоговики сразу опровергли коррупционную подоплеку расхождений, а в соцсетях сообщение вызывало большой резонанс. 

Антикоррупционная служба выступила с критикой ДГД ЗКО 17 сентября, на совещании, где обсуждали завершение уголовных дел в отношении трех налоговиков – сотрудников управления экспортного контроля. Как уже сообщал «Курсив», их обвиняют в получении взяток от водителей большегрузов, пересекавших пост «Сырым» в начале года. Сейчас дело передано в прокуратуру, дальше судебное расследование продолжит суд района Байтерек – на его территории находится пограничный автопереход «Сырым».  

В пресс-релизе, который был распространен сразу после совещания, антикоррупционная служба в частности сообщила: «… анализом установлены явные расхождения в статистической отчетности Пограничной службы КНБ и ДГД. Так, по сведениям Погранслужбы, в период с апреля по июнь 2019 года через пропускной пункт «Сырым» проехало 55 618 грузовых автомашин, а по данным ДГД – 23 008, т. е. на 32 610 автомашин меньше. …От официальных разъяснений руководство ДГД воздержалось. Следует отметить, что (подобная) непрозрачность является одним из условий коррупционных правонарушений…».  

«Расхождения в цифрах выявили в ходе уголовного расследования по факту получения взяток сотрудниками ДГД. После того, как эта информация попала в соцсети, департамент госдоходов начал шевелиться. Надеемся, они внесут ясность в этот вопрос», – сообщил в эксклюзивных комментариях «Курсиву» заместитель руководителя антикоррупционной службы по ЗКО Нурдаулет Самет.

По его мнению, недоработанный формат экспортного мониторинга на границе создает коррупционные риски, становится причиной пробок на границе. 

В свою очередь, в департаменте госдоходов ЗКО очень удивились претензиям антикоррупционной службы.   

«Мы действительно не учитываем весь грузовой транспорт, который пересекает нашу границу. Регистрируются только те фуры, которые передвигаются по странам ЕАЭС. Потому что большие потери по НДС идут именно в процессе коммерческой деятельности между этими странами. Тех, кто едет транзитом через Казахстан, мы в мониторинг не включаем. Например, большегруз может ехать с Самары до Саратова через Уральск. Экспортному контролю этот товар не интересен. Мы НДС с него не получаем. При этом Пограничная служба КНБ регистрирует абсолютно весь грузовой транспорт», – ответили на критику в пресс-службе ДГД ЗКО.

Там также уточнили: возможно, контроль над транзитным транспортом в будущем тоже включат в экспортный мониторинг.

«Тут есть проблемы. По документам, конечный получатель груза, например, находится в Таджикистане или России, но водители этой категории транспорта часть товара сбрасывают на территории Казахстана, не заплатив НДС. Мы уже ведем работу по отслеживанию таких большегрузов», – уточнила сотрудница департамента Айман Куанова.

В ходе мониторинга ДГД также не регистрирует транспорт, следующий из «третьих» стран, не входящих в список ЕАЭС, а также пустой грузовой транспорт, сообщили в пресс-службе департамента. А к критике отнеслись с юмором: нет худа без добра – это заставляет налоговиков применять новые меры контроля над проезжающим транспортом. К примеру, сотрудников экспортного контроля снабдили нагрудными регистраторами, а также планшетами для проверки базы данных предпринимателей, чьи фуры стоят в очереди на погранпост.  

«Сейчас внедряем проект установки онлайн-видеорегистратора на шлагбауме. Так точно будем знать, сколько фур проехало и выехало с поста. Это исключит коррупционные риски. К тому же в приложениях Whatsapp и Telegram департамент создал чаты, к которым присоединились водители большегрузов всех стран. Каждое утро ДГД сообщает: сколько фур находятся на том или ином пограничном переходе – их в ЗКО шесть. Таким образом, водители могут корректировать свой маршрут», – добавила Куанова.

Тем временем в антикоррупционной службе от ДГД ЗКО все равно ждут официальных объяснений.

«В курсе, что налоговики на границе регистрируют только транспорт, следующий в страны ЕАЭС. Мы сделали свой вывод и предоставили ДГД возможность провести служебное расследование. Ждем официальных разъяснений», – сказал Нурдаулет Самет.