В прошлую субботу жители города Абкайка в Саудовской Аравии были вынуждены проснуться раньше, чем обычно, поскольку около 3 часов утра на расположенном неподалеку гигантском нефтеперерабатывающем комплексе компании Aramco прогремела серия взрывов. В результате атаки беспилотными летательными аппаратами на одних из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих заводах начался масштабный пожар, что вынудило жителей городка бежать в пустыню в поисках спасения.
По сообщению The Wall Street Journal, мощность НПЗ в Абкайке составляет 5,7 млн баррелей в сутки, то есть в результате атаки почти 5% мирового объема нефти для рынка оказались временно недоступны. Ежедневно этот комплекс перерабатывал 7 млн баррелей добываемой в стране нефти, которая затем в виде различных сортов, в частности в виде сорта Arabian Extra Light, отправлялась на экспорт в различные страны мира, прежде всего в Китай, США и страны Азии.
Потеря почти 6% мировой добычи нефти в результате ударов по объектам в Саудовской Аравии привела к скачку цен на нефть, поскольку официальные лица страны сразу же заявили, что в ближайшие дни Королевство сумеет восстановить лишь одну треть ежедневного объема добычи.
В воскресенье президент США Дональд Трамп заявил о том, что санкционировал использование нефти из стратегического нефтяного резерва США, если это будет необходимо для стабилизации рынка.
В настоящее время США являются крупнейшим в мире производителем сырой нефти и одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, что делает страну достаточно защищенной от любых возможных перебоев в поставках углеводородного сырья. Кроме того, чтобы компенсировать потери поставок саудовской нефти, США имеют техническую возможность нарастить добычу до необходимого уровня, но, вероятно, не смогут сделать это очень быстро.
Как пишет The Wall Street Journal, атака на критически важный элемент нефтяной индустрии Саудовской Аравии способна не только серьезно пошатнуть мировой рынок нефти (в шоке рынок пребывал недолго и сейчас демонстрирует восстановление), но также будет иметь и опасные долгосрочные последствия.
В частности, речь идет о рисках, связанных с доступом различных групп повстанцев, включая йеменских хуситов (которым, возможно, поддержку оказывает региональный противник Саудовской Аравии – Иран), к передовым технологиям, позволяющим использовать для атак беспилотные летательные аппараты и совершать кибератаки.
Вашингтон полагает, что Иран, который является крупным производителем нефти и против которого действует режим санкций, имеет как политические, так и финансовые причины желать ослабления Саудовской Аравии. К примеру, страна даже в условиях санкций продолжает поставлять на рынок некоторое количество нефти, и рост цен Тегерану только на руку. Однако тот факт, что атаки совершены негосударственным субъектом (хуситы взяли на себя всю ответственность), ограничивает круг мер, которые США и Саудовская Аравия могут предпринять в виде ответных действий.
Кроме того, усиление давления на Иран путем введения новых санкций может иметь обратный эффект, учитывая, что ограничение экспорта нефти – основного источника доходов для официального Тегерана – может привести к еще большему росту цен на мировом рынке.
В ближайшей перспективе, как ожидают аналитики, наиболее сильно последствия атаки на Саудовскую Аравию будут ощущаться в Азии, поскольку на долю Китая, Японии, Индии, Кореи и Тайваня приходится порядка четырех миллионов баррелей саудовской нефти, потребляемой ежедневно.
В совокупности, по данным Wood Mackenzie, на азиатские страны приходится около 72% экспорта сырой нефти Саудовской Аравии, или около пяти миллионов баррелей в день. The Wall Street Journal пишет, что Саудовская Аравия уже заявила индийским и китайским покупателям, что не сможет отгружать им столько легкой нефти, сколько заказано, и вместо этого будет предлагать своим клиентам более низкокачественную альтернативу.
По данным информированных источников, Эр-Рияду потребуется не менее нескольких недель, чтобы восстановить поврежденные объекты и вывести их на полную производственную мощность.
Еще один результат атаки дронов – власти Саудовской Аравии обсуждают возможность переноса сроков IPO компании Saudi Aramco до момента полного восстановления добычи.
По материалам
The Wall Street Journal