Скачок цен на нефть больнее всего ударил по Китаю
Растущие цены на нефть — больше не головная боль США, теперь больнее всего они бьют по Китаю – крупнейшему в мире импортеру нефти.
Страна уже испытывает трудности в связи с серьезной вспышкой африканской чумы свиней, из-за которой цены на свинину (основной вид мяса, потребляемого в КНР) по сравнению с прошлым годом взлетели более чем на 40%. Уровень инфляции в стране наиболее высокий с 2013 года, за исключением волатильного периода, связанного с празднованием Нового года по лунному календарю. Кроме того, на фоне продолжающейся торговой войны с США опубликованные в понедельник статданные за август показали, что объем привлеченных инвестиций, розничные продажи и промышленный рост замедляются все больше, достигнув 17-летних минимумов.
Сохранявшиеся на протяжении большей части прошлого года невысокие цены на нефть несколько снизили давление на китайских потребителей и предприятия. Однако из-за субботних атак в Саудовской Аравии маркерный сорт Brent в понедельник вырос на 10%, достигнув $65 за баррель. И даже если Саудовская Аравия частично восстановит производство, эта ситуация может сохраниться, поскольку инвесторы сейчас заново оценивают риск новых потрясений на Ближнем Востоке. Фьючерсы на нефть марки Brent показывают, что инвесторы ожидают, что цены на нефть не отыграют назад к уровню, на котором они были еще в прошлую пятницу, а сохранятся до следующего лета, даже несмотря на то, что темпы роста мировой экономики, скорее всего, продолжат снижаться.
Все это оказывает самое негативное влияние на развитие китайской экономики. И хотя Пекину удалось смягчить влияние американских пошлин за счет девальвации юаня, рост цен на нефть наряду с неконтролируемыми ценами на продукты питания делает девальвацию более рискованной, чем раньше. В этом плане недавний шаг Пекина по освобождению американской свинины и другой сельскохозяйственной продукции от пошлин свидетельствует скорее о росте обеспокоенности по поводу внутренних цен на продовольствие, а не об ослаблении торговой напряженности.
Высокие цены на нефть оказывают негативное влияние и на монетарную политику страны, делая ее более рискованной.
Аналитики ожидают, что в скором времени Центральный банк снизит ключевую процентную ставку. Власти страны сейчас пребывают в тисках слабеющей экономики и чрезмерно высоких цен на продукты питания и жилье. Так, цены на жилье по-прежнему растут более чем на 10% в год, а рост инвестиций в жилье августе достиг четырехмесячного максимума.
Перспективы роста в Китае туманнее, чем когда-либо. Учитывая все ограничения, большее, на что могут рассчитывать инвесторы, – это умеренные экономические стимулы со стороны правительства в стиле политики 2015 года.