Сегмент малого и среднего бизнеса генерирует одну шестую мировых доходов от банковской деятельности и формирует костяк большинства экономик мира.
МСБ в глобальных цифрах – это 40% мирового ВВП, 60% общемировой занятости. Такие данные приводит McKinsey & Company.
Несмотря на важность МСБ для банков и общества, этот сегмент бизнеса является трудным для обслуживания по структурным причинам. Первая причина – это ограниченный фокус, когда МСБ «застревает в середине» между розничным и корпоративным банкингом. Ситуация весьма актуальна для Казахстана, когда сотни тысяч индивидуальных предпринимателей получают розничное кредитование на нужды бизнеса. Вторая структурная причина – это недостаточная степень автоматизации в «моделях отношений» МСБ и банка. И третья глобальная причина затруднений банков в работе с МСБ – это недостаток данных, ведь предприятия малого и среднего бизнеса имеют ограниченные требования к данным и нормативной отчетности.
Эксперты McKinsey & Company говорят, что банки, как правило, испытывают трудности в определении правильной модели обслуживания для МСБ и часто в итоге либо недооценивают, либо переоценивают этих клиентов.
Западные банки по-разному решают проблемы работы с МСБ. Например, HSBC Fusion был запущен как интегрированный сервис для малого и среднего бизнеса, обеспечивающий единый взгляд на персональный и бизнес-банкинг. «Объединяя бизнес-банкинг и персональный банкинг на единой цифровой платформе, HSBC Fusion – это наш способ дать клиентам бизнес-банкинга больше ясности в их финансах, помочь им сэкономить время и получить быстрый доступ к финансированию, советам и возможностям», – характеризует свой сервис HSBC.
HSBC сделал единую точку доступа для бизнеса и личного банкинга, что, по данным самих банкиров, дало 35% экономии на комиссии (при ведении единого счета). Плюс к этому МСБ внутри этой системы может получать целевое предложение для поддержки управления бизнесом. Например, эксклюзивная кредитная карта, облачные решения или что-то другое. Отмечается, что для банка внедрение HSBC Fusion помогло увеличить предложение бизнесу в 40 странах за два года. А если говорить о конкретных государствах, то, например, предполагается, что в Мексике этот сервис позволит увеличить долю рынка банка в МСБ с 3 до 10% за 4 года (с 2017 до 2020 г.).
Еще одним мировым трендом в банковских отношениях с МСБ является то, что клиенты малого бизнеса все чаще обращаются к мобильному каналу для обслуживания. Здесь банки испытывают серьезную конкуренцию со стороны финтеха. В пример можно привести сервис Tide (Tide Platform Limited). Это британская финансово-технологическая компания, предоставляющая услуги мобильного банковского обслуживания для малых и средних предприятий. Сервис позволяет компаниям настроить текущую учетную запись в среднем за 8 минут и получить мгновенный доступ к различным финансовым услугам, включая автоматическую бухгалтерию и интегрированное выставление счетов. Кредиты до 15 тыс. фунтов одобряются онлайн в течение нескольких минут.
О том, что банки оцифровываются, говорится уже давно. Уже никого не удивишь полностью цифровыми банками без офисов. Более того, передовая западная практика пришла к тому, что многие банки начали приближаться к экосистемам B2B для МСБ. В качестве примера можно привести финский Holvi, американские PNC и J.P.Morgan или немецкий Deutsche Bank, который запустил платформу Blueport для МСБ. Эта платформа предлагает несколько услуг для малого бизнеса, например, онлайн-финансирование, бухгалтерский учет, внештатную поддержку проектов и т. д.
Все, о чем говорил выше, – это лишь малая часть возможностей для банковского рынка в сегменте МСБ. Мы только начинаем обсуждать то, что уже запущено в коммерческую эксплуатацию на Западе. Потенциал роста сегмента МСБ в бизнесах казахстанских банков, считаю, может быть сопоставим с некогда высокими темпами роста розничного рынка.