Завершая 30 сентября ежегодные прения глав государств на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, ее назначенный до 2020 года председатель Тиджани Мухаммад-Банде недовольно заметил, что у него вызывает уныние тот факт, что из 192 выступивших ораторов лишь 16 были женщинами.
«Когда мы говорим о представительной Организации Объединенных Наций, это явно не то, что мы имеем в виду. Государства-члены ООН должны сделать все необходимое, чтобы упростить участие женщин в процессе принятия решений на всех уровнях», — почти скороговоркой зачитал свой текст Тиджани Мухаммад-Банде.
Претензии по-бразильски
Вот только бурных оваций на слова теперь уже бывшего постоянного представителя Нигерии в ООН так и последовало. Поаплодировав из вежливости Мухаммаду-Банде, делегаты 74-й сессии Генеральной Ассамблеи из 193 стран мира медленно потянулись к выходу. Возможно, что такая их реакция была обусловлена тем, что эта претензия оказалась одной из самых безобидных, что прозвучала с самой главной трибуны в мире в период с 24 по 30 сентября.
Тон общеполитическим дебатам на тему «Активизация многосторонних усилий в целях искоренения нищеты, обеспечения качественного образования, борьбы с изменением климата и содействия инклюзивности» задал президент Бразилии Жаир Болсонару. По заведенной еще в 1946 году традиции, он первым поднялся на трибуну ООН и сразу же заявил, что Бразилии не по пути с социализмом с его многочисленными пороками. Тут же была упомянута и Венесуэла. «Некогда процветающая и демократическая страна, сегодня Венесуэла испытывает на себе жестокие последствия социализма. Социализм в Венесуэле работает! Все влачат нищенское существование и лишены свободы!» — заявил президент Бразилии, заметив, что его страна испытывает влияние венесуэльской диктатуры в виде многочисленных беженцев.
Однако главным в выступлении Болсонару оказалась вовсе не критика венесуэльского режима, нашедшая понимание у делегаций из демократических стран. К удивлению участников сессии Генеральной Ассамблеи, основную часть своей речи президент Бразилии посвятил претензиям в адрес… стран Западной Европы, которых обвинил в проведении политики неоколониализма и попытке поставить под сомнение суверенитет его страны.
«Ошибочно утверждать, что Амазония является объектом Всемирного наследия, а представления о том, что наш лес — это легкие мира, как подтверждают ученые, не соответствуют действительности. Пользуясь этими заблуждениями, некоторые страны вместо того, чтобы помогать, начали вторить лживым заявлениям средств массовой информации и повели себя неуважительно, в духе колониализма», — заметил Болсонару, подчеркнув, что леса в Амазонии больше, чем вся территория Западной Европы и к тому же ее коренное население использует огонь, чтобы выжить.
Более того, он отметил, что в отличие от Франции и Германии, где под сельское хозяйство используется 50 % территории, в Бразилии обрабатывают только 8 %.
Откровения Эрдогана
Впрочем, еще больше претензий было в выступлении президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, которое было посвящено вопросам справедливости. Ее, по словам Эрдогана, в мире уже давно не наблюдается. И это порождает нестабильность, борьбу за доминирование, экономические кризисы и бездумное расточительство. В итоге, подчеркнул Эрдоган, одна часть мира живет в условиях процветания и роскоши, а другая страдает от голода, нищеты и неграмотности. «Больно смотреть, когда счастливое меньшинство обсуждает цифровые технологии, роботов, искусственный интеллект, ожирение, в тот момент, когда более 2 млрд человек живут за чертой бедности и ежедневно страдают от голода», — обращаясь к делегатам 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, заметил президент Турецкой республики.
По его мнению, основная проблема человечества кроется из-за его зависимости от воли ограниченного числа стран, в то время как «мир больше пяти государств». Соответственно, президент Турции уверен, что пора изменить и существующее мышление, и институты, и нормы. «Даже одного только неравенства между государствами, обладающими ядерными оружием и безъядерными государствам достаточно для того, чтобы подорвать глобальное равновесие», — заявил Эрдоган, предложив либо полностью запретить ядерное оружие, либо сделать его доступным для всех.
Символом же несправедливости Реджеп Эрдоган считает Сирию, откуда в его страну бежали 3 млн 650 тыс. человек из 12 млн сирийский беженцев. По его словам на их обустройство Турция потратила $40 млрд, и при этом получила в качестве поддержки за решение проблем беженцев всего лишь $3 млрд через международные организации от Европейского Союза.
Предъявил претензии международному сообществу президент Турции и за нерешаемые на протяжении десятилетий проблемы Северного Кипра, Нагорного Карабаха, мусульман-рохинджа в Мьянме, Йемена, Ливии и Палестины. В частности он выразил недовольство, что ООН не реагирует на захват Израилем палестинских земель. «Сегодня практически нет Палестины. Почти все принадлежит Израилю. Но насытился ли Израиль? Нет! Теперь Израиль пытается завладеть и остальными землями. А что в это время делает Совет Безопасности ООН? Принято столько резолюций, но соблюдаются ли они? Нет! Тогда чему служит ООН? Если решения, которые мы принимаем в рамках этой организации, не имеют никакого эффекта, тогда как возникнет справедливость?» — спросил делегатов 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Турции.
Кстати, если ранее Эрдоган, говоря о проблемах Нагорного Карабаха или Северного Кипра, вспоминал и о ситуации в китайском Синьцзяне, то на этот раз «уйгурскую тему» он поднимать не стал. Зато неожиданно выразил недовольство отсутствием должного внимания со стороны ООН к проблеме Кашмира. «В настоящее время, несмотря на принятые СБ ООН резолюции, Кашмир фактически находится в условиях блокады, и 8 млн человек, к сожалению, не могут покинуть регион. Чтобы жители Кашмира могли уверенно смотреть в будущее вместе со своими пакистанскими и индийскими соседями, крайне важно решать эту проблему не путем конфликта, а на основе справедливости и равенства», — подчеркнул Эрдоган, тем самым «взорвав» СМИ, как Индии, так и Пакистана и Китая. Дело в том, что каждая из этих стран контролирует часть территории Кашмира, не признавая его независимость.
Пакистан не исключил ядерной войны
Тему Кашмира поднял на сессии Генеральной Ассамблеи ООН поднял и премьер-министр Пакистана Имран Хан, который перед своим выступлением встречался с турецким президентом. По наблюдениям как арабской, так и индийской прессы, речь пакистанского премьера была по своей сути вызывающей и конфликтной. Причина в резких заявлениях, возглавившего правительство Пакистана бывшего игрока сборной этой страны по крикету. В частности, выразив крайнее недовольство решением властей Индии отметить автономию Кашмира, Имран Хан допустил начало очередной войны между Индией и Пакистаном, в том числе и с применением ядерного оружия.
«Население оккупированных Индией территорий Джамму и Кашмира никогда не смирится с тем, с чем они сталкиваются. За последнее время только в оккупированном Индией Кашмире было изнасиловано 11 тысяч женщин и похищено 13 тысяч молодых людей. Но со стороны мирового сообщества не последовало никакой реакции. Связано это с тем, что Индия представляет собой крупный рынок сбыта товаров», — заметил Имран Хан, обратив внимание, что Индия ввела на территорию Кашмира 900 тысяч своих военнослужащих.
По мнению премьер-министра Пакистана, вполне вероятно, что когда на территории Джамму и Кашмира будет отменен комендантский час, там начнется «кровавая баня» и это затронет интересы его страны. «Если боевые действия начнутся, как это было в феврале, ситуация может быстро ухудшиться. Все может случиться. Но предположим, что страна в семь раз меньшая, чем ее сосед, стоит перед выбором: либо ты сдаешься, либо сражаешься за свою свободу до самой смерти. Что мы будем делать? Мы будем бороться! И когда страна, обладающая ядерным оружием, будет сражаться до конца, это будет иметь последствия далеко за пределами ее границ. Это не угроза — это справедливое беспокойство», — подчеркнул Имран Хан, выступая на главной трибуне ООН, с которой он призвал международное сообщество вмешаться в ситуацию вокруг Кашмира.
Между тем, судя по официальному ответу Индии, который в рамках состоявшихся дебатов на сессии Генеральной Ассамблеи ООН зачитала первый секретарь индийского МИДа Видиша Майтра, официальный Дели считает заявление премьер-министра Пакистана безответственным и недопустимым для того, чтобы звучать с трибуны ООН. Более того, подчеркнула Видиша Майтра, действия Индии в штате Джамму и Кашмир, а также на сопредельной к ним территории Ладакха направлены на их развитие. При этом официальный представитель Индии обвинила Пакистан в поддержке таких террористических организаций, как Аль-Каида и ИГИЛ (запрещены в Казахстане — «Курсив»), обратив внимание делегатов Генеральной
Ассамблеи на преследование Пакистаном последователей христианства, буддизма, сикхизма, индуизма и других религий.
Кстати, это означает, что в ближайшее время ожидать улучшения индо-пакистанских отношений не стоит. Соответственно, и торговые отношения Казахстана, как с Индией, так и с Пакистаном вряд ли выйдут на более высокий уровень. Более того, если из-за взаимных претензий между этими странами начнутся боевые действия, в ходе которых будет применено ядерное оружие, как это допустил Имран Хан, южная часть Казахстана вполне может оказаться в зоне радиоактивного заражения.
Сюрпризы от соседей
Впрочем, очень похоже, что «сюрпризы» для нашей страны готовят и ближайшие соседи по Центральной Азии. В этом случае претензии уже придется высказывать официальному Нур-Султану, как, надо полагать и властям Узбекистана. В частности министр иностранных дел Кыргызстана Чингиз Айдарбеков, в своем выступлении на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, касаясь вопроса изменения климата в регионе, заметил, что его страну беспокоит процесс таяния ледников. «Формируя основные запасы пресной воды, Кыргызская Республика в рамках существующих отношений стремится получать адекватную экономическую компенсацию за накопление и сохранение водных ресурсов, значимых не только для всего региона, но и всего глобального равновесия. Поэтому Кыргызская Республика выступает за применение интегрированного управления водными ресурсами и предлагает в регионе Центральной Азии экономических механизмов взаимовыгодного сотрудничества в водно-энергетической сфере. Мы делаем ставку на производство экологически чистой электроэнергии. Реализация проектов по строительству ГЭС обеспечит потребности стран Центральной Азии в гидроэнергии, и тем самым создаст благоприятные условия для устойчивого развития всего региона» — заявил Чингиз Айдарбеков, подчеркнув безальтернативность решения этого вопроса.
Схожей позиции на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН придерживалась и делегация Таджикистана во главе премьер-министром этой страны Кохиром Расулзода. Как и представитель Кыргызстана, таджикский премьер обратил внимание на глобальное таяние ледников и необходимость в развитии гидроэлектростанций с целью сохранения запасов пресной воды и развития «зеленой энергетики». Вместе с тем, Кохир Расулзода призвал ООН посодействовать Таджикистану в строительстве «энергетического моста» в Афганистан, а также в «возведении барьеров» на пути незаконной торговли наркотиками, организуемой террористами и экстремистами. Нынешнюю помощь со стороны международных организаций, действующих под эгидой ООН, в Таджикистане считают недостаточной.
Спокойствие, только спокойствие
Вообще, с 24 по 30 сентября в стенах ООН было зафиксировано, пожалуй, рекордное количество взаимных упреков, обвинений и претензий. К примеру, Соединенные Штаты выразили свое недовольство в адрес Китая и Ирана. Россия раскритиковала США. Китай заявил о недопустимости возвращения в мировой политике к «законам джунглей». Украина рассказала о своей войне с Россией. А далекий Уругвай сообщил о своей глубокой обеспокоенности в связи с начинающимся «периодом большой неопределенности во всем мире». При этом сразу несколько стран потребовали немедленного реформирования ООН, которое уже отвечает вызовам современности.
На фоне всех этих разъединяющих мировую общественность процессов, выступление президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева выглядело более чем спокойно. И это, судя по реакции мировых изданий, выгодно отличало его от лидеров других государств. Во всяком случае, в выступлении Токаева, кстати, на английском языке, не было замечено колких высказываний в адрес какой-либо страны или претензий по отношению к ООН и другим международным организациям. Более того, даже касаясь такого спорного вопроса, как возможное реформирование Организации Объединенных Наций на фоне растущего числа неразрешенных конфликтов и эскалации напряженности, которые могут привести мировые державы к полномасштабному военному противостоянию, Касым-Жомарт Токаев заметил: «Способность ООН выполнять свою основную задачу сталкивается с серьезными испытаниями. По этой причине смелое и четкое видение Генерального секретаря по реформе ООН заслуживает широко поддержки всеми ее государствами-членами».
Кстати, спокоен был и закрывающий 30 сентября дебаты в стенах ООН и президент Генеральной Ассамблеи Тиджани Мухаммад-Банде. Прежде чем выразить свое сожаление по поводу незначительного числа женщин, принявших участие в прениях, он заметил, что многостороннее сотрудничество все еще остается наиболее приемлемым и надежными методом управления отношений между государствами. «Надеюсь, что тот энтузиазм, который продемонстрировали участники дискуссий, продемонстрировавший силу многосторонности, окажется неоценимым по мере приближения 75-й годовщины ООН», — заметил Мухаммад-Банде.