Семь раз отмерь
Но проектов могло быть больше, а механизм ГПЧ необходимо дорабатывать, уверены экономисты. «Курсив» выяснял, по каким причинам в регионах буксует развитие ГЧП.
ГЧП вам в помощь!
По данным отдела по развитию ГЧП управления экономики и бюджетного планирования ЗКО, в данный момент из 25 проектов договоры заключены только по семи. Общая сумма гособязательств по ним составляет 3,5 млрд тенге.
К примеру, в сфере здравоохранения реализуются пять проектов. Покупка в лизинг магнитно-резонансного томографа для областной больницы, аренда, капитальный ремонт и замена технического оборудования столовой той же клиники, строительство и эксплуатация врачебной амбулатории в селе Лубенка Чингирлауского района. Другие проекты также связаны с приобретением медоборудования.
В дорожной сфере реализуется пока два проекта. Предприниматели взялись за сервисное обслуживание 337 км автомобильной дороги Чапаево – Жангала – Сайхин. В районе Байтерек – за проект установки и сервисного обслуживания 81 управляемой и 162 стационарных видеокамер интеллектуальной системы видеонаблюдения «Сункар Смарт Сити». Еще по двум проектам ведутся конкурсные процедуры.
В сфере ЖКХ – модернизация и эксплуатация наружного освещения в пяти селах того же района Байтерек. В спортивной сфере – проект по строительству, эксплуатации и дальнейшей передачи в госсобственность городского физкультурно-оздоровительного комплекса.
«На стадии объявления конкурсов и разработки документации находятся 16 проектов в сферах образования, здравоохранения, дорог, спорта, общественной безопасности и ЖКХ. Ведем работу и по поиску проектов, которые не требуют финансовых мер господдержки и источников возмещения затрат из бюджета», – сообщил «Курсиву» начальник отдела по развитию ГЧП управления экономики и бюджетного планирования ЗКО Ермек Картбаев.
Но проектов могло быть больше, а механизм ГПЧ необходимо дорабатывать.Такого мнения придерживаются в региональной палате предпринимателей (РПП). Напомним, НП «Атамекен», согласно Закону РК «О государственно-частном партнерстве», среди прочего обязана готовить экспертные заключения к концепциям проектов ГЧП и формировать реестр потенциальных частных партнеров.
«Бизнес хочет, но не может»
По мнению заместителя директора РПП, экономиста Марата Нургуатова, проблему низкого уровня участия бизнеса в проектах ГЧП нужно решать в нескольких направлениях.
«Бизнес хочет, но не может идти на ГЧП – не устраивают условия. У двух сторон должен быть равноценный интерес. А у нас одна сторона предлагает более тяжелые условия. Необходимо облегчить условия, и бизнес пойдет в этот формат. Других проблем тут нет», – сказал в комментариях «Курсиву» экономист.
В свою очередь в областном управлении экономики и бюджетного планирования, которое является координатором проектов ГЧП, заверяют: проблемы взаимопонимания с бизнесом нет. А отсутствие большого количества проектов ГЧП вовсе не отрицательный показатель.
«ЗКО, например, нельзя сравнить с Алматинской областью или Шымкентом. Мы не можем сказать: у нас низкая активность, бизнес не хочет идти в ГЧП. Есть ряд факторов, которые на этот уровень влияют. Например, плотность населения, степень вовлечения людей в бизнес», – сказал, отвечая на вопросы «Курсива», заместитель руководителя управления экономики Алмат Сейткулов.
При этом экономист Нургуатов считает: проблемы есть, и любые условия, которые бизнес не считает возможными, нужно убирать. Например, в регионах нередки случаи, когда местные власти нарушают договорные условия (как в случае задержки субсидий для частных детских садов), что добавляет негатива в эту историю. Но если будут выгодные условия, бизнес встанет в очередь на проекты ГЧП, уверен экономист.
«На рабочих совещаниях с представителями госструктур мы эти вопросы обсуждаем, конечно. Главное понять: ГЧП – это не господдержка как субсидии или гранты и не госуслуга. Это партнерство. Говорят: бизнес ищет легких условий. Но другого бизнеса нет – только такой, и он ищет выгоду. Хотя ошибка предпринимателей в том, что ГЧП порой рассматривают в плоскости государственной меры, а не партнерства. В ГЧП никто никому ничего не обязан – тут как договорятся. Пока не договорились, поэтому предприниматели ГЧП чаще обходят стороной», – говорит Нургуатов.
Точка зрения
Экономист Алмас Чукин:
«Почему предприниматели не бросились сломя голову осваивать формат ГЧП? Два примера приведу, отрицательный и положительный. Есть в Алматы большая кольцевая дорога. Этот проект ГЧП не могли реализовать в течение многих лет. Кольцевая достаточно загружена и могла бы стать самоокупаемой, поэтому был предложен формат ГЧП. Суть проекта: инвестор строит дорогу, затем собирает деньги с проезжающих автомашин и окупает свои затраты. Проблемы возникли еще на этапе переговоров и обсуждений деталей. К примеру, по вопросу установления тарифа за проезд. Инвестор вкладывает в проект доллары и в случае падения тенге хотел бы поднять тариф, чтобы вернуть вложенные средства. Государство против такого подхода и настаивает на стабильных тарифах. Тогда инвестор предлагает компенсировать его убытки на случай, если произойдет девальвация. Минтранспорта отказывает, тогда нужно идти к правительству, просить деньги у Минфина, а оно должно эти затраты включить в бюджет, но свободных денег нет. Примерно так развалился этот 25-летний контракт в рамках ГЧП.
У нас ключевая проблема – чиновники. Они всего боятся, потому что если делают ошибки, их не жалеют, а обвиняют во всех грехах. Дал поблажку инвестору – значит сам коррупционер. Сегодня хороший, честный чиновник – это тот, кто выжег бизнес, забрал последнюю копейку. Чиновник, который дружит с предпринимателями и понимает их нужды, – это априори коррупционер. И очень частая сменяемость. Даже структуры министерств у нас меняются каждые два года.
Приведу удачный пример. Алматинские парковки Бауыржан Байбек, будучи акимом Алматы, отдал в бизнес-среду. Акимат «нарезал» улицы и показал, где разрешает организовать парковки. Компания Almaty Parking, которая включилась в проект ГЧП, установила паркоматы, создала всю необходимую инфраструктуру, сотрудники полиции ездят, собирают штрафы, если кто в неположенном месте припарковался. 75% дохода этих парковок теперь идет в частный карман. Успех в том, что эти паркинги великолепно работают, и власть этому помогает.
Бюджет не резиновый, он не может покрывать все потребности, поэтому ГЧП – хороший механизм. Проблем, конечно, много, но это обоюдно полезная форма взаимодействия между государством и частным сектором. Между ними непаханое поле, на котором нужно работать вместе. И не только ради денег. Что касается вопроса, не много ли бизнес хочет, прося более выгодные условия у государства? Думаю, немного. У бизнеса нет госбюджета и подушек безопасности. Один просчет, одна ошибка – и у тебя уже нет бизнеса».