Банки и финансы

Германия открыла Казахстану кредитную линию на один млрд евро

Казахстану пора разрабатывать, производить и реализовывать свои продукты, считают немецкие эксперты

Представители Германии вновь напомнили бизнес-сообществу РК об открытии лимита по страховому покрытию. Об этом упоминалось в рамках состоявшейся в Алматы 21-й встречи немецких и казахстанских компаний и политических партнеров. 

Делайте свое

Участники мероприятия «21-й День немецкого бизнеса в Казахстане» уверены в том, что в Казахстане уже в ближайшем будущем произойдут кардинальные изменения во всех отраслях экономики страны. Но для этого, по мнению представителей немецкой стороны, казахстанцам и правительству страны потребуется приложить максимум усилий. 

В частности, с точки зрения главы Фонда Конрада Аденауэра в Казахстане Томаса Хелма, крайне неправильно ориентироваться лишь на сырьевой сектор, и в частности на нефтяные запасы, которые, по последним оценкам, транснациональной нефтяной компанией British Petroleum оцениваются в 30 млрд баррелей. 

В своем выступлении Томас Хелм напомнил, что в Казахстане зарегистрированы и работают в разных сферах 250 немецких компаний, но их число может увеличиться. Особенно если учесть открывающиеся новые возможности в рамках кредитной линии Euler Hermes.

111germes.jpg

222germes.jpg

К слову, компания Euler Hermes относится к числу крупнейших игроков мирового рынка по страхованию риска неплатежа, поддержке экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, долгосрочное кредитование которого невозможно без страхования. 

«Это очень положительный момент. Может быть, при интенсивном сотрудничестве с Германией нам предоставляется возможность развивать новую, современную экономическую модель. Это означает, что Казахстан должен разрабатывать, производить свои продукты и продавать их. Это очень важный момент, потому что только продажи товаров, которые были произведены где-то в Китае, недостаточно для развитой экономики», – утверждает г-н Хелм.

Он обратил внимание на то, что в Казахстане продается много товаров, произведенных не в республике. И одним из положительных моментов, которые могли бы изменить ситуацию, с точки зрения немецкого эксперта, является Индустрия 4.0.

«Здесь важно понимать, что речь идет не только о промышленных процессах, а о взаимодействии между компаниями и потребителями, то есть о совершенно новых структурах. Все взаимосвязано, и в результате именно потребитель имеет большее влияние на то, какие продукты будут производиться, когда и где они будут производиться. Казахстан не создает, не разрабатывает собственную продукцию, а осуществляет только сделки по продаже, тогда в конечном итоге вы являетесь только поставщиком чьей-то продукции», – подчеркнул Томас Хелм.

Euler Hermes поможет

Вкратце напомним, в июне 2019 года глава крупного международного экспортно-страхового агентства Euler Hermes Инго Юнкер и председатель правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Айдар Арифханов подписали рамочное соглашение по открытию для Казахстана лимита на страховое покрытие экспортных операций Германии в размере 1 млрд евро.

333germes.jpg

Предполагается, что это позволит привлечь немецкие инвестиции в экономику РК, а также открыть новые возможности для совместной работы казахстанского бизнеса и банков не только с ФРГ, но и со странами всего Европейского союза.

Стоит отметить, о перспективах заключенного соглашения говорят не только немецкие эксперты, но и казахстанские политики. «То, что удалось вновь сделать по линии Euler Hermes, для меня большая радость, потому то девять лет назад, когда я приехал в официальном статусе в Германию, только ленивый на каждом углу не бил нас по тому делу. Я рад, что проблема общими усилиями наконец разрешилась и Hermes открыл нам линию в 1 млрд евро, для начала. Ну так давайте. Проекты нужны! Сняты барьеры. Для меня лично это знаковое событие», – отметил депутат парламента РК, председатель ОФ «Ассоциация немецких казахстанцев «Возрождение» Альберт Рау

Осторожно с историей

Представители немецкой стороны в кулуарах мероприятия напомнили журналисту «Курсива», что в 2010 году между Казахстаном и Германией шли ожесточенные споры вокруг различных вариантов реструктуризации долгов. В частности, речь шла о долге БТА Банка, который составлял более $12 млрд. В списке одиннадцати кредиторов из Германии значились немецкий банк Commerzbank, KFW и государственная страховая компания Hermes.

Но 28 мая 2010 года совет иностранных кредиторов наконец пришел к единой формуле списания части долгов и погашения остатков. Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу немецкого банка сообщал, что «финансовая задолженность будет сокращена с $12,2 млрд до $4,4 млрд и срок погашения такой задолженности будет увеличен на срок от 8 до 20 лет».

В тот же период, посетив с первым официальным визитом Казахстан, канцлер Германии Ангела Меркель в числе прочего затронула и больной вопрос банковских долгов, заявив: «И германские кредиторы, и германское государство должны были взять на себя финансовое бремя при преодолении этих сложностей. И здесь мы должны почувствовать поддержку со стороны казахстанского государства. Тогда мы будем способны предоставить гарантии на экспортные кредиты для нашей торговли».

Тем не менее, пока шли тяжелые переговоры по БТА Банку, некоторые проекты, гарантируемые немецким экспортно-кредитным агентством Hermes, были заморожены в связи с рисками бизнеса в Казахстане.

Также стоит отметить, что, согласно карте страновых рисков компании Hermes, Казахстан наряду с другими странами ЦА, а также с Монголией, Пакистаном, Ираном, Ираком, Сирией, отдельными государствами Африки относится к территориям с самыми высокими коммерческими и финансовыми рисками. 

Еще один больной вопрос

Выступая на мероприятии «21-й День немецкого бизнеса в Казахстане» Альберт Рау затронул тему по соглашению о сырьевом партнерстве, инициаторами которого 9 лет назад были Ангела Меркель и Нурсултан Назарбаев. Депутат подчеркнул, что для казахстанской стороны это до сих пор проблемный вопрос. 

Будучи в тот момент вице-министром индустрии и новых технологий, именно г-н Рау занимался разработкой данного соглашения.

«Я много месяцев его готовил. Я был исполнителем и много месяцев готовил одно соглашение. Это были тяжелые переговоры с нашими коллегами. Сегодня оно реализуется, но, к сожалению, в одностороннем порядке. Да, сырьевых проектов мало. Но они (немецкие бизнесмены. – «Курсив») не хотят идти туда», – отметил в Альберт Рау в своем выступлении. 

По его словам, проблема в том, что немецкие компании просто не хотят уходить в тот сектор экономики, который был бы интересен Казахстану. 

«У нас есть город Риддер. Туда 250 лет назад пришел немецкий геолог. Тогда они геологией занимались, а сейчас они ушли в высокие технологии», – посетовал мажилисмен, добавив, что на самом деле Казахстан вместе с немецкими компаниями, обладающими новыми технологиями, мог бы многое сделать в плане добычи и переработки редкоземельных металлов. 

Свой интерес

С мнением о неизбежности кардинальных преобразований согласен и заместитель акима Алматы Сапарбек Туякбаев, по словам которого Казахстан как раз вступает в тот период, когда актуально появление новых бизнес-моделей, систем производства и потребления, преобразование транспортировки товаров. 

Но прежде всего, с точки зрения чиновника, изменения коснутся мегаполисов. «А это в свою очередь неизбежно приведет к изменениям в том, как жители городов работают, коммуницируют, учатся, проводят досуг. Трансформация затронет и госучреждения. Мы глубоко убеждены, что Алматы, где сосредоточены наиболее технологичные секторы казахстанской экономики, находится на переднем крае этого процесса в Казахстане. В соответствии с нашим видением Алматы должен стать драйвером глобальной интеграции всего Центрально-Азиатского региона, а в перспективе деловой и культурной столицей Нового шелкового пути. И мы надеемся, что немецкий бизнес оценит те новые преимущества, которые может дать им их присутствие в Алматы», – подчеркнул Сапарбек Туякбаев.

По словам замакима Алматы, Германия по-прежнему является одним из ключевых торгово-инвестиционных партнеров Казахстана в Евросоюзе. В 2018 году товарооборот РК и ФРГ превысил $2 млрд. Германский бизнес за последние 10 лет обеспечил $3,4 млрд валового притока иностранных инвестиций в Казахстан.