Олег Снимщиков: «Операторы должны двигать прогресс»
В начале года Beeline Казахстан объявила о начале масштабной модернизации сети. По плану в ближайшие два года LTE придет даже в небольшие населенные пункты, а в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте скорости достигнут уровня 4.9G. О новом подходе к развитию сети, предстоящем запуске пилотных зон 5G в Шымкенте и о трудностях перехода к новому стандарту рассказывает главный технический директор Beeline Казахстан Олег Снимщиков.
— Олег, как продвигается реализация проекта, внес ли корректировку в планы по модернизации выход из соглашения о совместном использовании сетей с компанией «Кселл»?
— Изначальные планы развития сети предусматривали в первую очередь ее расширение в соответствии с растущим потреблением трафика. Но выход из соглашения с «Кселл» полностью изменил наш подход к строительству. Прежде в рамках контракта мы и наши партнеры по рынку поделили страну на две части: в семи областях строительство LTE своими силами вел Beeline, оставшиеся семь были в ведении нашего партнера. Например, сеть в Алматы и Шымкенте строил «Кселл». Все наши планы по расширению покрытия в этих городах пришлось бы согласовывать с коллегами по рынку. Но дело в том, что структура абонентской базы, количество абонентов, трафик и даже требования к качеству обслуживания в разных компаниях отличаются. Сейчас Beeline ведет строительство собственных сетей в регионах и объеме, нужных нашей компании, с теми характеристиками, которые необходимы для предоставления качественных услуг нашим абонентам.
— Получается, в результате расторжения партнерства вы получили необходимую свободу планирования? Какие выгоды по завершении проекта получат абоненты Beeline Казахстан?
— Совместный проект с «Кселл» был правильным, важным и нужным, особенно на начальном этапе. Мы начали строительство сети LTE на два года позже, чем Altel. И нам в кратчайшие сроки нужно было ликвидировать отставание по широте покрытия. Сделать это в одиночку было сложно и совместное строительство позволило не только наверстать технологическое отставание, но и в чем-то выйти в лидеры. Однако к концу 2018 года стало очевидно, что структура трафика, абонентской базы, потребности в емкости, количестве оборудования сильно отличаются от региона к региону, и это создает сложности. Компенсация, которую нам выплатил «Кселл», полностью реинвестирована в строительство и расширение собственной сети.
Полностью завершить проект модернизации мы намерены до конца 2020 года. На сегодняшний день объем работы по Шымкенту выполнен на 50%, по Алматы – несколько меньше, но уже к декабрю мы планируем полностью переключить сети в обоих городах на собственное оборудование. Мы значительно увеличиваем количество базовых станций и задействуем дополнительные частоты. Это позволит, например, в Алматы увеличить емкость сети в три раза относительно той, что мы имеем сейчас на оборудовании «Кселл». В Шымкенте емкость увеличится в четыре раза. Соответственно, вырастет количество и улучшится качество услуг, которые Beeline предоставит своим абонентам. Возрастут и скорости интернета.
— В середине октября Beeline Казахстан планирует произвести пилотный запуск 5G в Шымкенте. Почему выбран именно этот город и что будет представлять собой пилот с технической точки зрения?
— Частоты для тестирования в этом городе нашей компании выделило государство. Шымкент – молодой, динамично развивающийся город с населением больше 1 млн человек, один из ключевых регионов на карте покрытия Beeline Казахстан. Возможность протестировать технологию 5G именно в Шымкенте дает нам хороший шанс опробовать силы не только в Алматы и Нур-Султане, где телеком-инфраструктура и так хорошо развита, но и в крупном городе, не обладающем статусом одной из столиц.
Мы первыми в Казахстане делаем полноценный технологический пилот 5G. В трех разных точках города будут установлены рабочие базовые станции, наши специалисты изучат, какое покрытие обеспечит такая базовая станция indoor и outdoor, какими при этом будут качество и скорости, как происходит перемещение абонента между базовыми станциями, насколько бесшовно передается обслуживание абонента от одной базовой станции к другой. Исходя из полученных результатов, мы сможем понять, сколько станций в среднем потребуется для покрытия любого города Казахстана, какую емкость мы при этом получим, какое реальное качество предоставим абонентам. Потому что есть теория, которая описывает 5G как технологию высоких скоростей, а есть практический опыт, понять который можно только путём технологического тестирования.
На сегодняшний день во всем мире не так много стран, где запущены сети 5G. Это Южная Корея, Америка, активная подготовка ведется в Китае – два крупнейших китайских оператора обещают до конца этого года запустить сети пятого поколения массово, с очень широкой территорией покрытия. Ограничен рынок операторского оборудования, абонентских устройств, но, как показывает опыт запуска 3G и 4G, пройдет несколько лет, и 5G-смартфоны станут распространены повсеместно.
— К слову, считается, что 5G будет более актуальна для корпоративного рынка, чем для массового пользователя. Что даст эта технология тем и другим?
— Первое и главное отличие 5G от 4G – скорость и емкость, которые могут предоставляться на одной базовой станции. Фактор скорости важен, потому что в интернете увеличивается количество контента, который должен работать на высокой скорости. Потребитель становится более требовательным, хочет смотреть видео 4K, 8K, и скорости, необходимые для пропуска такого видео, должны расти достаточно быстро. Второй важный аспект – время отклика, latency – термин, обозначающий задержку во время исполнения заданных операций, то, что людям, играющим в компьютерные игры, известно как ping. Время отклика в сети 5G быстрее, чем в сетях 4G и wi-fi. Это важно не только для игроков, но и, например, для людей, торгующих на бирже, где имеют значение доли секунды. 5G предусматривает дальнейшее развитие интернета вещей. Особенность этой технологии заключается в возможности одновременного подключения большого числа устройств даже в масштабах одной базовой станции. В 4G этот показатель все же ограничен. Другой вопрос, что рынок пока не наполнен умными устройствами в достаточной степени, однако 5G создает инфраструктуру для возможности их появления и использования.
— То есть операторам предстоит подтягивать рынок до уровня развития технологии? Есть ли в таком случае смысл инвестировать в 5G сейчас, а не когда новая технология станет более массовой, а оборудование – более дешевым?
— На наш взгляд, в ближайшие два года казахстанский рынок еще не будет готов к внедрению 5G и предоставлять услуги коммерческим абонентам операторы начнут, скорее всего, не ранее 2021 года. Подтолкнет ли спрос на эти услуги операторов к внедрению сетей 5G, или же операторы будут строить сеть, чтобы подтянуть абонентов, сказать сложно, но, на мой взгляд, мы в любом случае должны двигать прогресс. Что касается затрат, то именно пилот в Шымкенте позволит нам оценить, во-первых, масштабы инвестиций, а во-вторых, потенциал монетизации услуг.
— Потребует ли внедрение 5G корректировки законодательства в части норм строительства базовых станций или регулирования отраслей, в которых найдет применение эта технология? О каких изменениях, по вашему мнению, может идти речь?
— Для запуска 5G понадобятся новые частоты, и хотелось бы, чтобы их выделяли на разумных экономических условиях, потому что потенциал монетизации технологии сегодня до конца не понятен. Частоты – ресурс невозобновляемый и очень дорогой, и от того, на каких условиях государство будет выделять частоты операторам, зависит, насколько быстро последние пойдут в строительство и развитие сетей 5G. Условия равного доступа операторов к частотам – пожалуй, единственный аспект, который должен быть нормативно закреплен. Других серьезных доработок, которые могли бы потребоваться со стороны государства, я не вижу. При запуске новой технологии, особенно такой дорогостоящей, как 5G, операторам гораздо выгоднее и правильнее строить сети совместно, и существующая нормативно-правовая база позволяет реализовать такой проект. Вопрос в равном доступе операторов к технологии, и мы ожидаем, что этот принцип будет соблюден государством.