Депутат мажилиса Дания Еспаева в ходе пленарного заседания палаты предложила Министерству финансов сохранить действие патентов для индивидуальных предпринимателей, работающих в специальном налоговом режиме.
«В соответствии с ранее принятыми поправками в законодательные акты с 1 января 2020 года предусмотрен переход на обязательное применение онлайн контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных (ККМ) индивидуальными предпринимателями. Между тем, по имеющимся сведениям, технологические решения функционального объединения ККМ с используемыми в бизнесе POS-терминалами ещё только прорабатываются», – сказала она в обоснование своего предложения.
Депутат также привела расчеты отраслевых ассоциаций, которые показывают значительное увеличение неэффективной административной нагрузки на малый бизнес от планируемых изменений. Так, помимо стоимости самого оборудования, затраты на ведение учета с применением ККМ, комиссии банков за оплату всех отчислений, а также комиссии POS-терминалов и их обслуживание составят до 30% прежней прибыли малого бизнеса. Причем эти затраты пойдут не в доход бюджета, а частным компаниям, банкам и провайдеру в лице «Казахтелекома».
«Получается удивительный парадокс: государство направляет миллиардные средства на поддержку малообеспеченных, и в то же время с введением дополнительной нагрузки «выталкивает» в число этих малообеспеченных даже тех, кто занимается собственным делом», – добавила Еспаева.
Кроме того, она напомнила о поручении президента Касым-Жомарта Токаева об освобождении компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года. Соответствующие поправки в законодательство должны вступить в силу с 2020 года.
«Совершенно очевидно, что в этой связи принуждение индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим, в обязательном порядке использовать контрольно-кассовые машины становится нецелесообразным, по крайней мере, до 2023 года.
Между тем в партию «Ак жол» поступает множество обращений от представителей малого бизнеса о продолжающихся требованиях налоговиков приобретать контрольно-кассовые машины, причем у конкретных поставщиков, что само по себе уже вызывает вопросы. Эта мера сегодня выглядит тем более абсурдной, учитывая поручения президента Токаева об освобождении малого и микро-бизнеса от подоходного налога, поскольку никакого другого повода для обязательного перехода на контрольно-кассовые аппараты, кроме взимания подоходного налога, у чиновников просто нет.
Но теперь и этот повод потерял смысл, по крайней мере, на ближайшие три года», – сказала она и в этой связи предложила отложить обязательное введение контрольно-кассовых аппаратов до 2023 года.