В Семее продали старинное здание СИЗО в частные руки

Опубликовано
Новый владелец отдал за покупку более 80 млн тенге

Тюрьма царской постройки, где в свое время отбывали свой срок краевед Борис Герасимов, целая плеяда деятелей партии «Алаш» и сын Абая Кунанбаева Турагул, была продана с молотка. Но не уникальное историческое прошлое привлекло в ней нового хозяина, а земельный участок в самом центре Семея.

Пустили с молотка

Следственный изолятор использовался по прямому назначению до 2006 года. Однако после длительной эксплуатации старинный острог был признан аварийным, само учреждение было переведено в Усть-Каменогорск, а здание оказалось никому не нужным объектом. 

Лишь в начале 2018 года учреждение ОВ 156/1, на чьем балансе значилось СИЗО, предоставил пакет документов в семейский филиал восточно-казахстанского департамента государственного имущества и приватизации.

«В июне 2018 года тюрьма в Семее была выставлена на продажу. Никаких особых условий балансодержатель к новому владельцу не предъявлял», – пояснил «Курсиву» руководитель Семейского филиала Восточно-Казахстанского департамента государственного имущества и приватизации Нурлан Акшекин.

По результатам независимой оценки старый острог, состоящий из двух зданий, специалисты оценочной компании из Усть-Каменогорска ТОО «Феникс-коммерц» оценили в общую сумму 120,7 млн тенге. Однако первые торги, объявленные по реализации лота 31 июля 2018 года, так и не состоялись: не оказалось желающих.
 
К началу сентября того же года ситуация изменилась. На оба лота нашлись покупатели.

«В соответствии с казахстанским законодательством объекты государственного имущества, выставляющиеся на аукцион повторно, оцениваются в 50% от рыночной цены. Именно поэтому на торгах от 4 сентября 2018 года мы поставили стартовую цену в два раза ниже. И тогда поступили шесть заявок на участие», – рассказал Нурлан Акшенин.

По результатам аукциона владельцем обоих зданий бывшего СИЗО стало физическое лицо. Однако разглашать его имя Нурлан Акшенин не стал. Новому владельцу покупка обошлась в сумму чуть более 83,1 млн тенге. 

Чисто исторический интерес

Что конкретно намерен делать со своим приобретением новый владелец, установить так и не удалось. Однако еще весной на объекте появилась бригада строителей, которые начали разбор старинного здания. И вот тут тревогу забили семейские краеведы.

«Мы давно и безуспешно пытались проникнуть на территорию СИЗО, поскольку оно имеет большое историческое значение для нашего края. Но статус закрытого учреждения не позволял нам этого сделать. И только нынешней весной мы сумели попасть в царскую тюрьму», – рассказал «Курсиву» председатель краеведческого общества «Прииртышье» Марат Сасанов.

По его словам, каземат заслуживает внимания как один из образцов каменной постройки царского периода. Несмотря на 150-летнюю историю, здесь сохранился великолепный пол из тщательно обработанных гранитных плит. Потолки первого этажа представляли собой полукруглый свод. По словам Марата Сасанова, его поразила конструкция глазка, позволяющая рассмотреть все уголки просторной камеры.

Почему же обветшавшее здание так заинтересовало краеведов Семея? Дело в том, что с ним было связано сразу несколько местных легенд. Одна из них – время постройки самой тюрьмы. Многие ошибочно утверждали, что она была воздвигнута еще во времена Екатерины Великой. Однако краеведу Виктору Кашляку удалось найти документы, по которым он четко установил, что в 1855 году областной архитектор Родион Болботов приступил к составлению плана и сметы для постройки тюрьмы в Семипалатинске. Острог построили лишь в июле 1870 году.

Кстати, с возведением постройки связана история, которую современники вполне могут обозначить как коррупционную. Дело в том, что подрядчик, взявшийся за строительство острога и еще двух присутственных мест в Семипалатинске, освоил лишь 30% выделенных средств и исчез из города. Контролем над завершением строительства занимался особый комитет, назначенный из граждан города.

Интересны и мифы, связанные с тюрьмой. Один из них гласит, что здесь отбывал свой срок писатель Федор Достоевский, другой – о том, что из острога к Иртышу вел особый подземный ход. Местные краеведы выяснили, что здание было построено через 11 лет после того, как писатель вернулся в Санкт-Петербург, а шахта под землей – первая в городе система канализации.

По мнению краеведа, богатая история семейского острога могла бы стать одним из туристических брендов города на Иртыше. По мнению Марата Сасанова, здесь вполне можно было устроить гостиницу для любителей острых ощущений или музей. 

В разные годы в камерах содержались такие знаменитые личности, как учредитель семипалатинского подотдела Русского географического общества православный священник Борис Герасимов и советская писательница Галина Серебрякова. Кроме того, за полторы сотни лет эксплуатации в мрачных казематах посидели убийцы, воры, маньяки и даже людоеды. В застенках Семипалатинска в разные годы отбывали наказание и жертвы политических репрессий – видные лидеры партии «Алаш» Мыржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов и даже сын Абая Кунанбаева Турагул. Много позже в каземате дожидался своего смертного приговора и Кайрат Рыскулбеков, которого позиционируют как жертву Желтоксана 1986 года.

Однако сейчас от острога почти ничего не осталось. На его месте в июне 2019 года уже начато строительство первого 8-этажного жилого двухподъездного дома в ЖК Aruana. Жилой комплекс строится силами ТОО «Arysstroy» и будет завершен в 2010 году.

Читайте также