Соблюдение предпринимателями закона об авторских и смежных правах и практика заключения договоров с обществами по защите интересов авторов и исполнителей обсуждались за круглым столом в специализированном межрайонном экономическом суде Шымкента. Как было отмечено, теперь нарушители закона подвергаются уголовному преследованию и возмещают ущерб в размере от 100 до 15 тыс. МРП.
По словам участников мероприятия, в суды ежемесячно подается около полутора десятков исковых заявлений в отношении нарушителей закона об авторском праве. Сумма возмещения может варьироваться от 250 тыс. до почти 38 млн тенге.
Потерянные авторы
Закон об авторских и смежных правах четко регламентирует суммы отчислений, которые образуются из авторского вознаграждения. 70% оплачивается авторам, а 30% идет на внутренние нужды организации защитников прав авторов–исполнителей. Они включают в себя зарплату, административные расходы, командировочные.
«Наши инспекторы работают не только по Шымкенту и области. Судебные иски рассматривались в Павлодаре, Костанае, Таразе. Но держать много работников не позволяют доходы. На город и область только два инспектора. Помимо экспертов в РОО работают 15 человек», – рассказал генеральный директор РОО «Исполнители казахских песен» и РОО «Союз авторов песен» Нурбек Енжанов.
По его словам, у двух РОО три основные сферы деятельности: контроль за соблюдением закона об авторских и смежных правах в общественных местах, при осуществлении теле– и радиотрансляций и работе с импортерами.
«На данный момент заключены договоры с 457 исполнителями казахских песен и 570 авторами. Также подписаны соответствующие документы с двумя десятками крупных и мелких производителей фонограмм. У нас есть договоры с Украиной, Польшей, Бразилией. С обществами других стран переговоры идут. Предприниматели, которые заключили с нами договор (в среднем ежемесячная оплата составляет 5–7 тыс. тенге. – «Курсив»), каждый квартал сдают отчеты о том, какая музыка использовалась в кафе, барах. По этим сведениям мы отправляем деньги исполнителям и авторам», – пояснил руководитель РОО.
На вопрос «Курсива» о том, как выплачивается вознаграждение авторам-исполнителям, с которыми нет договора, Нурбек Енжанов ответил, что подведомственные РОО организации аккредитованы в Минюсте на получение авторского вознаграждения и при наличии данных об исполнении произведений того или иного автора ищут автора-исполнителя для вручения ему денег. К слову, на сайте Союза авторов песен в списке разыскиваемых авторов и композиторов 1047 фамилий. В их числе довольно известные – Тимати, Юрий Шевчук, Юрий Визбор, Михаил Танич.
Нежданный гость
По словам участников мероприятия, механизм выявления нарушений авторского законодательства несложен. Эксперт заходит в кафе как обычный посетитель. Если выявляет нарушения, то снимает на видеокамеру исполнение музыкальных произведений, делает предупреждение и оставляет уведомление о необходимости заключить договор с авторским обществом. Если предложение не находит отклика, тогда пишется заявление в суд.
Как считает юрист палаты юридических консультантов Adilet group Даулет Камытбеков, нередко нарушение авторских прав происходит ввиду элементарного незнания предпринимателями законов. Однако в большинстве дел, в которых он участвовал, заключались мировые соглашения. Нарушитель законодательства добровольно погашал сумму ущерба и заключал договор с организацией по охране авторских прав. При этом суммы исков были от 1,5 млн до 8 млн тенге.
По мнению представителя авторского общества Нурбека Енжанова, необходимо менять сознание людей и подходы уполномоченных лиц к работе. «У нас 700 кафе, баров, и только около 20 владельцев сами пришли заключать договоры. Остальные – только через суд. МВД должно работать, а оно не работает. Мы пишем заявления, определяем ущерб, но полиция дело прекращает. Так, в Абайском суде Шымкента пять дел лежат, в Ленгере одно дело лежит. И так происходит до вмешательства прокуратуры, которая возвращает дела в полицию. В месяц 10–15 дел отправляем в суд. В полицию писать заявления бесполезно. Ответа не дают», – посетовал эксперт.
Однако мало выявить нарушение и выиграть дело. Проблема еще и взыскать деньги. «В Алматы в 2009 году ресторанный комплекс «Барбамбия Кергуду» был оштрафован на 700 МРП. Деньги взыскиваются до сих пор. Ответчик оплачивает лишь по 5–10 тыс. тенге. Владелица комплекса вышла на пенсию и показывает доходы только с пенсионных денег», – привел пример руководитель РОО.
Нуждается в доработке
По мнению председателя палаты юридических консультантов Adilet group Ильясбека Жунусова, отдельные положения закона нуждаются в уточнении и доработке.
Во-первых, по его мнению, сейчас фактически идет двойное взыскание за один и тот же вид деятельности. «Субъект предпринимательства, установивший у себя либо телевизор, либо иные устройства, которыми в публичном формате могут пользоваться и другие лица, должен осуществлять какие-то платежи. Но в то же время телевидение, заключая договор с обществами по защите прав авторов, оплачивает авторское вознаграждение», – пояснил собеседник.
Во-вторых, по мнению г-на Жунусова, необходим централизованный учет субъектов, которые могут защищать права автора и их смежников.
В-третьих, при подаче искового заявления необходимо, чтобы суды узнавали права и полномочия лиц, которые подают заявления. «Не всегда можно быть уверенным, что общественное объединение является правообладателем произведений исполнителя, автора или смежника. Я говорю о регистрации авторских прав на каждое произведение. Субъектов, которые защищают права авторов и смежников, много. Друг другу они информацию не предоставляют, но каждый из них имеет право подавать исковое заявление. Таким образом можно несколько раз подать заявление. В Алматы есть такие прецеденты», – резюмирует г-н Жунусов.