Новости

Как высказывания политиков меняли рыночную капитализацию компаний

Главы государств своими заявлениями неоднократно усложняли жизнь не только отдельным компаниям, но и экономикам стран

Акции «Яндекса» на NASDAQ только за один день, 22 октября, набрали в цене более 10%. Это произошло вслед за обвалом бумаг компании 11 октября на 15%. 

Обвал случился из-за инициативы депутата Госдумы РФ от партии «Единая Россия» Антона Горелкина, предложившего на законодательном уровне ввести ограничения для иностранных граждан на владение и управление информационно значимыми для России интернет-ресурсами (не более 20%). К ним Горелкин отнес активно используемые гражданами российские сервисы в интернете, которые могут собирать информацию о пользователях; в их число попал ряд российских компаний, в том числе «Яндекс». 

Печаль «Яндекса» и Mail.ru 

21 октября стало известно, что правительство России решило по целому ряду пунктов пересмотреть «Закон Горелкина». Например, поступило предложение увеличить разрешенную долю иностранных инвесторов в крупных российских интернет-компаниях с предлагаемых 20% до 50%. 

Но инициатива депутата-единоросса успела качнуть рынок. Больше всего «повезло» компании «Яндекс», акции которой торгуются не только на Московской бирже, но и на бирже NASDAQ в США. Уже 11 октября, то есть сразу же после озвученных Горелкиным предложений, ее акции на торгах в Нью-Йорке рухнули с зафиксированных на предыдущей сессии 10 октября $35,56 до $29,99. Более того, фактически продолжили свое падение вплоть до 18 октября, когда за одну акцию «Яндекса» давали лишь $29,76. В общей сложности падение в цене составило 16,31%. Не лучше обстояли дела и на Московской бирже, где одна из самых успешных IT-компаний мира российского происхождения за неделю «похудела» на 16,89%, потеряв 393 рубля (почти 2,4 тыс. тенге) с каждой акции.

Из-за инициатив Горелкина досталось не только «Яндексу», но и столь же известной в Казахстане благодаря своему почтовому сервису компании Mail.ru Group. Ее акции 11 октября на площадке внебиржевых торгов системы OTC Markets Group упали на 5,9%, с $20,20 до $19,01. На 21 октября, несмотря на решение правительства РФ, акции Mail.ru Group стоили уже $18,50. 

Как уронить компанию 

За минувшее десятилетие политики своими заявлениями неоднократно усложняли жизнь не только отдельным компаниям, но и экономикам своих стран в целом. Особенно в этом деле отличились нынешний президент России Владимир Путин, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, а также 45-й глава американского Белого дома Дональд Трамп. Одно из первых высказываний Владимира Путина, создавшее серьезные проблемы одной из самых успешных российских корпораций, пришлось на 2008 год. 24 июля на совещании правительства РФ Путин, будучи главой кабинета министров, неожиданно для всех обвинил крупнейшую металлургическую компанию «Мечел» в завышении цен на внутреннем рынке при продаже коксующихся углей. При этом последующий совет российского премьера тщательно проверить деятельность компании, который он дал Федеральной антимонопольной службе и Следственному комитету, обошелся «Мечелу» и его отсутствовавшему на совещании из-за болезни основному акционеру Игорю Зюзину очень дорого. Торгующиеся на биржах в Нью-Йорке (NYSE) и Москве (РТС) акции «Мечела» мгновенно упали на 37,61% и 45% соответственно. Игорь Зюзин к концу 2008 года потерял место в первой десятке богатейших бизнесменов России. Ведь акции «Мечела» на бирже NYSE позже уже никогда не торговались по цене в $112,66, как это было в благополучной для Зюзина первой половине 2008 года. 

В очередной раз став президентом России, «уронил» Владимир Путин и акции уже упомянутого «Яндекса». «Должно быть столько-то американцев у них, столько-то европейцев, и они вынуждены были с этим соглашаться», – заметил Путин, добавив, что интернет – это спецпроект ЦРУ. Фондовый рынок на слова российского президента о «Яндексе» отреагировал мгновенно. На открытии торгов биржи NASDAG стоимость акций российской интернет-компании сразу упала на 5%, в течение последующих двух недель потеряв более $4 с одной акции. 

 

0001_4.jpg

К чему привели эмоции Эрдогана 

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган целой серией высказываний преподнес сюрприз всей экономике своей страны. Камнем преткновения стала попытка проведения военного переворота в Турции, в организации которой Эрдоган назвал живущего в США основателя движения «Хизмет» исламского проповедника Фетуллаха Гюлена. После завершившегося в 2017 году расследования турецкий президент потребовал от Вашингтона экстрадиции Гюлена, но получил отказ. Причиной отрицательного ответа со стороны США стал арест в 2016 году турецкими властями проживавшего в Измире христианского миссионера Эдрю Брансона, обвиненного не только в участии в террористической организации, но и в шпионаже, а также в поддержке запрещенной в Турции и в Казахстане Курдской рабочей партии. 

Началась длительная заочная перепалка между Эрдоганом и президентом США Дональдом Трампом, которая привела к масштабному падению курса турецкой лиры по отношению к доллару. В итоге если до начала противостояния Эрдоган – Трамп за один доллар давали 3,25 турецкой лиры, то в августе 2018 года – уже почти семь новых турецких лир. Особенно чувствительным для экономики Турции стало заявление Эрдогана от 8 августа прошлого года, в котором он предложил своим гражданам проявить чувство патриотизма и обменять свои доллары на суверенные лиры. Турецкая валюта сразу же упала с 5,3 до 6,930 за доллар. Учитывая последнее заявление американского госсекретаря Майка Помпео в эфире телеканала CNBC от 21 октября о готовности Америки к военным действиям против Турции, для лиры это еще не дно. Ведь эмоциональный Эрдоган вряд ли оставит без внимания слова первого руководителя Госдепа США. 

Прагматика Трампа 

В отличие от Эрдогана и Путина Дональд Трамп к своим словам подходит исключительно с прагматической точки зрения. К примеру, в декабре 2016 года Трамп опубликовал в Twitter свое мнение о программе по разработке новейших истребителей F-35, посчитав, что она не только вышла из-под контроля, но и выглядит слишком дорогой для бюджета США. Точка зрения американского президента немедленно сказалась на стоимости акций таких корпораций, как Lockheed Martin, Boeing, и General Dynamics. В частности, акции Lockheed Martin упали на 4%, General Dynamics – на 2,97%, а Boeing – на 0,72%. Позже выяснилось, что у разработчиков этого самолета все же есть возможность снизить стоимость каждого истребителя с $89,2 млн до $81,35. При этом появилось ожидание, что второй и третий год соглашения с заказчиками позволят сделать F-35 дешевле $80 млн за единицу, и это сделает данный истребитель одним из самых популярных на мировом рынке вооружений. 

Показательным является и замечание Трампа в адрес автомобильной корпорации Toyota Motor, которая в начале 2017 года объявила о решении построить в Мексике завод, ориентированный на экспорт продукции в США. «Toyota Motor заявила, что построит в мексиканском городе Бахе новый завод для производства автомобилей Corolla для США. Постройте завод в Соединенных Штатах или платите большой пограничный налог», – подчеркнул Трамп в Twitter, обрушив рыночную капитализацию транснациональной корпорации на $1,2 млрд через пять минут после публикации от 6 января 2017 года. Отказ японцев следовать требованиям президента США обошелся им еще дороже: в течение последующих шести месяцев акции Toyota Motor Corp упали на торгах американской биржи NYSE на 12,68%, а на японской бирже Nikkei – на 16,39%. 

Аналогичное замечание Трампа, сделанное позже в адрес Ford Motor, заставило американскую компанию отказаться от планов строить завод в Мексике и начать поиски места для нового автомобильного завода на территории США. 

Вспоминая о Грете 

Очевидно, что высказывания политиков могут оказывать серьезное влияние как на экономику государств, так и на отдельные компании. Кстати, очень может быть, что в ближайшее время серьезное влияние на экономику будут оказывать и заявления шведской экологической активистки Греты Тунберг, которая уже высказалась против разработки Норвегией нефтяного месторождения «Йохан Свердруп», призвав 19 октября через соцсети миллионы своих сторонников расширить географию школьных и студенческих акций протеста.