«Кашаган – это привлекательный проект с ярким будущим», – именно так ответил управляющий директор NCOC Ричард Хоув на вопрос журналистов о планах консорциума по инвестициям в проект и выборе концепции по дальнейшему увеличению добычи нефти на морском месторождении.
Проект с ярким будущим
Служба по связям с общественностью North Caspian Operating Company (NCOC) организовала пресс-тур для представителей средств массой информации республики. Журналистам показали Учебный центр консорциума, где проходят подготовку казахстанские специалисты нефтегазовой отрасли, ознакомили с деятельностью завода «Болашак» – установки комплексной подготовки нефти и газа (УКПНиГ).
По данным консорциума, с 1998 года более 16 тыс. казахстанцев прошли обучение в качестве сотрудников NCOC или работников местных компаний. При этом за период более двух десятилетий оператор потратил на подготовку местных кадров около $263 млн.
Во время встречи с журналистами управляющий директор NCOC Ричард Хоув отметил, что на сегодняшний день из 3 тыс. работников компании 90% являются гражданами Казахстана.
Между тем представителей прессы больше всего интересовали вопросы: когда и насколько будет увеличен объем добываемой нефти на Кашагане, будет ли построен газоперерабатывающий завод, чтобы снять проблему с утилизацией попутного газа, и каковы перспективы реализации проекта «Каламкас-море – Хазар».
Ричард Хоув ответил, что Кашаганский проект «очень привлекательный», однако он как управляющий директор оператора проекта не может сообщить данные по срокам и объемам добычи, поскольку это решение принимается учредителями. Тем не менее он отметил, что «газ всегда будет сдерживающим фактором» расширения добычи на Кашагане.
После того, как на Кашагане и на заводе «Болашак» был проведен ремонт, и, в частности, одна эксплуатационная скважина была переведена в нагнетательную, суточная добыча на месторождении выросла с 350 тыс. до 380 тыс. баррелей нефти в сутки. Чтобы поддерживать такой объем производства, ежесуточно закачивается в пласт около 12 млн куб. м попутного газа. С начала этого года по сегодняшний день оператор произвел и экспортировал 10,1 млн т нефти, 2,5 млрд куб. м газа и 815 тыс. т серы.
«Болашак» и «Самал»
Завод по комплексной подготовке нефти и газа, куда журналистов повезли после посещения учебного центра, находится приблизительно в 40 км от Атырау в районе железнодорожной станции Карабатан.
Флюид, добытый на пяти искусственных островах, собирается на центральном острове D, где проходит первичную сепарацию и отдельно в виде нефти и газа транспортируется на завод по двум трубопроводам, проложенным по дну Каспийского моря. Всего на месторождении пробурено 40 скважин, пять из них являются нагнетательными, остальные – эксплуатационными. На острове D задействованы около 200 человек. На остальных островах оборудование работает в автоматическом режиме.
Уже на заводе на специальной установке нефть и газ проходят обработку, в ходе которой от них отделяются вода, сероводород, меркаптан и другие примеси. Подготовленная нефть вливается в систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) или «КазТрансОйла» и уходит на экспорт. Половина очищенного газа транспортируется по специальному трубопроводу до насосной станции Макат и далее экспортируется по системе АО «Интергаз Центральная Азия», а оставшаяся часть используется на заводе и на острове D для производства электроэнергии. Установленная генерирующая мощность газотурбинных станций NCOC составляет 330 МВт.
Ежесуточно завод производит подготовку свыше 380 тыс. баррелей нефти, 12,5 млн куб. м газа и 3,8 тыс. т серы. В дневную смену здесь работает около 750 человек, в ночную – 250.
Всего на данный момент на Северо-Каспийском проекте трудится около 10 тыс. человек, из которых 3 тыс. – работники NCOC, а остальные 7 тыс. – подрядных организаций.
Напомним, Кашаган – одно из пяти шельфовых месторождений. Кроме него в рамках Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию (СРПСК), подписанному в ноябре 1997 года, разрабатываются месторождения Каламкас-море, Кайран, Актоты и Юго-Западный Кашаган. С момента подписания СРПСК состав участников проекта не раз менялся.
Сегодня его акционерами являются АО «НК «КазМунайГаз», представленное в лице компании «КМГ Кашаган Б. В.», с долей в 16,88%. Также доли участия в проекте имеют: Eni (Италия) – 16,81%, ExxonMobil (США) – 16,81%, Shell (Великобритания) – 16,81%, Total (Франция) – 16,81%, CNPC (Китай) – 8,33%, и Inpex (Япония) – 7,56%.
Cashallgone
Надо отметить, что если и есть в Казахстане понятие, к которому применима приставка «супер», то это нефтяное месторождение Кашаган. Во-первых, оно самое крупное по запасам углеводородов – около 4,8 млрд т нефти и более 1 трлн куб. м природного газа. Приблизительно 2 млрд т извлекаемых запасов нефти. Это самое большое месторождение, которое было обнаружено в мире за последние 30 лет – к моменту открытия в 2000 году. Соответственно, Кашаган – крупнейшее месторождение в самом Казахстане. Для сравнения – извлекаемые запасы Тенгиза, по оценке компании «Тенгизшевройл», составляют от 750 млн до 1,1 млрд т.
Во-вторых, Кашаган очень сложное для разработки месторождение, расположенное на мелководье Северного Каспия, имеющего статус особо охраняемой заповедной зоны, населенной редкими видами флоры и фауны. Это подсолевое месторождение с глубиной залегания около 5 км, высоким пластовым давлением – 800 бар и высоким содержанием сероводорода – 15%.
По этим причинам освоение залежей оказалось самым затратным и долгим в плане инженерно-технических решений. Ориентировочные расходы первой фазы освоения Кашагана, в рамках которого в ноябре 2016 года началась коммерческая добыча нефти, составляют примерно $55 млрд.
Ранее представители Министерства энергетики Казахстана заявили, что за весь период разработки месторождения, то есть до 2041 года, консорциум недропользователей инвестирует около $136 млрд.
С начала разработок месторождения проект пережил немало больших и малых потрясений. Были протесты общественности против строительства завода на Карабатане, уход инвесторов, перенос начала добычи нефти, утечка газа из только что введенного в эксплуатацию трубопровода.
В октябре 2014 года, после очередного переноса добычи нефти на Кашагане, британский еженедельник The Economist опубликовал статью под заголовком Cashallgone, что, с одной стороны, созвучно с названием месторождения, а с другой, переводится как «Все деньги пропали». Издание тогда утверждало: «один из крупнейших нефтяных проектов в мире потерпел фиаско».
Другое издание, Times, писало, что месторождение превратилось в дорогостоящую «черную дыру» и инвесторам нужно забыть о скором возврате своих вложений.
Тем не менее Ричард Хоув, пришедший из системы британской Shell, все же надеется на светлое будущее Кашагана.