Энергоэффективная политика РК дает свои результаты. Предприятия Казахстана не превышают существенно действующие нормы выбросов в атмосферу. Однако эти нормы, например, значительно ниже более строгих нормативов стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Китая, считают эксперты исследовательской компании IHS Markit.
По данным Национального энергетического доклада – 2019, подготовленного IHS Markit для Ассоциации Kazenergy, более 87% выбросов в атмосферу в Казахстане приходится на долю стационарных источников. Из них наибольший вклад вносят тепловые электростанции – около 40%. Ежегодно они выбрасывают более 119 тыс. тонн твердых частиц, 120 тыс. тонн оксидов азота, 319 тыс. тонн оксидов серы.
При этом сухой и континентальный климат делает водообеспечение одной из основных экологических проблем республики. Водные ресурсы страны зависят от объемов, поступающих из трансграничных рек.
На данный момент наибольшие проблемы связаны с неурегулированностью отбора воды Китаем из Верхнего Иртыша и Или. Планы соседей по увеличению отбора воды из указанных рек для интенсивного освоения засушливого Синьцзян-Уйгурского автономного района могут привести к экологической проблеме, а также к ограничениям в работе гидроэлектростанций Казахстана.
Другой проблемой, связанной с использованием водных ресурсов, является очистка сточных вод и предотвращение загрязнения водных ресурсов. Сейчас около 30% сточных вод в Казахстане сбрасывается без очистки.
Доля переработки твердых бытовых отходов (ТБО) в республике с 2017 года выросла с 3 до 14,8%, а промышленных отходов – с 24 до 32%. Согласно Концепции по переходу к зеленой экономике показатель по переработке отходов к 2030 году необходимо довести до 40%, к 2050-му – до 50%.
В структуре отходов преобладает горнодобывающая промышленность. При этом захоронение ТБО также связано с проблемами ненадлежащего состояния полигонов захоронения. В 2018 году выявлено 9,6 тыс. объектов размещения отходов, из которых 90% – незаконные свалки.
Казахстан входит в первую десятку стран с самым высоким уровнем углеродоемкости ВВП. Хотя вклад страны в общемировые выбросы парниковых газов не превышает 1%.
В 2009 году республикой был ратифицирован Киотский протокол, а в 2016-м – Парижское соглашение с количественными обязательствами сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) к 2030 году на 15% от уровня выбросов 1990 года.
«Прогноз до 2030 года показывает, что даже в условиях реализации программных мероприятий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, для достижения целей Парижского соглашения от Казахстана потребуются дополнительные усилия по сокращению выбросов ПГ на 30–40 млн тонн СО2-эквивалента в год», – отмечают эксперты.
По их мнению, затраты электростанций на внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) для снижения выбросов должны стимулироваться и учитываться через механизм рынка мощности.
На период окупаемости НДТ – не более 10 лет – нужно предоставлять налоговые преференции, отменив платы за эмиссии, земельный налог, ввозные таможенные пошлины на оборудование. Налоговые льготы нужны и для стимулирования работ по увеличению доли переработки ТБО.
Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2016 году по уровню энергоемкости ВВП Казахстан занимал 119-е место из 143 стран. При этом в Концепции по переходу к зеленой экономике поставлены цели по снижению энергоемкости ВВП от уровня 2008 года на 25% к 2020 году и на 30% – к 2030-му. Эксперты считают, что, несмотря на уже достигнутое снижение (около 27%), экономика Казахстана все еще остается достаточно энергоемкой.