Ресурсы

Как сокращение финансирования повлияет на безопасность НЯЦ

Национальному ядерному центру могут порезать бюджет на 40%

Национальный ядерный центр (НЯЦ) города Курчатова сотрясают скандалы, связанные с нерациональным расходованием бюджетных средств и судебными спорами с аудиторами. После проверки госревизорами единственного в стране научно-­исследовательского комплекса в области радиационной безопасности Минфин принял беспрецедентное решение о сокращении с 2020 года бюджетного финансирования для НЯЦ на 40%. 

Депутаты верхней палаты парламента обратились в Минфин с просьбой пересмотреть решение о сокращении траншей для Национального ядерного центра. Под депутатским запросом подписались народные избранники от Восточного Казахстана Сергей Плотников и Дуйсенгазы Мусин, член комитета по экономической политике Михаил Бортник и бывший вице-министр индустрии и торговли Едил Мамытбеков.

«На данный момент Министерством финансов РК принято решение сократить объем траншей на 292 млн тенге в год. По сути, предлагается осуществлять финансирование стратегических объектов из нестабильных средств международных проектов», – говорится в письме, адресованном премьер-министру страны Аскару Мамину.

За счет бюджета или не только

Республиканское госпредприятие «Национальный ядерный центр», базирующееся в городе Курчатове ВКО, занимается не только ликвидацией инфраструктуры Семипалатинского ядерного полигона, но и в первую очередь нацелено на научную работу в сфере мирного атома. В рамках межправительственного соглашения некоторые проекты НЯЦ реализуются за счет траншей США.

По данным гендиректора НЯЦ Эрлана Батырбекова, которые он сообщил в интервью «Хабар 24», финансирование Национального центра лишь на 25% зависит от госбюджета. Остальные средства научный комплекс зарабатывает на реализации международных проектов в области атомной энергетики.

Однако, судя по последним данным, озвученным сенаторами, соотношение государственных и внебюджетных источников финансирования для НЯЦ нес­колько иное. На протяжении последних пяти лет ежегодные необходимые траты на содержание установок ядерного центра превышают 1 млрд 152 млн тенге. Из них 702 млн тенге (или 63% от общей суммы) выделяется из республиканского бюджета по линии Министерства энергетики РК. 450 млн тенге – собственно самостоятельно заработанные средства НЯЦ. В этой связи Минфин РК предлагает сократить расходы из бюджета более чем на 40%. А финансирование стратегических объектов рекомендует проводить из внебюджетных источников.

Необоснованные расходы?

Чтобы понять, какие причины подтолкнули чиновников из Минфина на секвестирование для научно-производственного комплекса Курчатова, «Курсив» запросил данные в правительстве. Согласно информации заместителя председателя Комитета внутреннего государственного аудита РК Шолпан Шайназаровой, рекомендации по сокращению расходов были внесены по результатам проведенного госаудита предприятия в конце 2018 года.

Оказалось, что РГП «Национальный ядерный центр» допустило три нарушения, связанных с необоснованным расходованием бюджетных средств на коммунальные платежи, содержание здания РГП и премирование руководства компании. В частности, по данным Шолпан Шайназаровой, в 2017-2018 годах НЯЦ использовал 17 млн тенге по статьям, предусмотренным на научные исследования, в то время как эти деньги должны были быть потрачены в рамках базового финансирования. Эти бюрократические тонкости стали основой для требований аудиторов вернуть деньги в бюджет.

«Установлены необоснованные расходы 61 млн тенге на содержание служебного здания РГП, в котором расположен ядерный реактор «ТОКАМАК». Тогда как данную сумму следовало использовать на функционирование самого реактора, который, в свою очередь, не числился на балансе НЯЦ», – сообщает Шолпан Шайназарова.

Серьезным нарушением аудиторы посчитали тот факт, что «генеральный директор НЯЦ Эрлан Батырбеков ежемесячно без согласия уполномоченного органа премировал себя и работников предприятия». За 2017 год руководителем был подписан приказ о собственном премировании 15,9 млн тенге, за девять месяцев 2018 года – 10,2 млн тенге. Общая сумма премий коллектива за 2017 год составила 351 млн тенге, за три квартала 2018 года – 214 млн тенге. Как сообщает зампредседателя Комитета госаудита РК, наибольшие выплаты произведены в основном административному и обслуживающему персоналу (финансистам, юристам, бухгалтерам, секретарю), а не сотрудникам, находящимся на территории ядерных установок, работающим в тяжелых условиях.

Готов поспорить

Корреспондент «Курсива» обратился с вопросами к генеральному директору РГП «Нацио­нальный ядерный центр», но Эрлан Батырбеков пока отказался комментировать возникшую ситуацию. Позицию руководства РГП относительно выводов госаудита «Курсив» узнал из судебных постановлений.

После завершения аудиторской проверки Министерство энергетики обратилось с иском в специализированный межрайонный суд Астаны о признании уведомлений проверяющих незаконными. Суды первой инстанции были проиграны ядерным центром. Но в апелляции судебная коллегия поддержала НЯЦ и посчитала, что возврат сумм в 61 млн и 17 млн в бюджет является незаконным.

Что касается нарушения правил премирования, в котором аудиторы обвиняли гендиректора, то с ним руководство НЯЦ также не соглашается, ссылаясь на некое письменное согласие вице-министра Министерства энергетики Бакытжана Джаксалиева. Дополнительным аргументом НЯЦ стало то, что деньги на премии якобы были взяты не из государственных траншей, а в рамках внебюджетных международных и иных контрактов.

Между тем если брать данный факт за основу, то можно предположить, что большая часть средств по международным договорам НЯЦ в течение двух лет была потрачена на премии руководства и административного персонала центра. Например, в 2017 году эта доля составила 78% (351 млн из 450 млн).

И что теперь?

В своем письме Аскару Мамину сенаторы выражают свою озабоченность позицией Минфина по отношению к НЯЦ. Депутаты считают, что сокращение бюджетных средств и предложение ядерному центру финансироваться за счет международных проектов могут создать угрозу безопасности ядерных установок, находящихся на территории центра.

«Нецелевое отвлечение финансовых средств международных контрактов на обеспечение функционирования установок может привести к пересмотру условий контрактов зарубежными заказчиками или вовсе к разрыву договорных отношений. Это, в свою очередь, повлияет на содержание стратегических объектов государства», – считают парламентарии.

Предложение Минфина о сокращении бюджетного финансирования для НЯЦ на 292 млн тенге, судя по депутатскому письму и ответу Комитета внутреннего госаудита, имеет статус принятого решения. Однако Эрлан Батырбеков в ответ на запрос «Курсива» пишет, что вопрос еще находится на стадии рассмотрения.

В заключение отметим, что «Курсив» готов изложить точку зрения руководства РГП «Нацио­нальный ядерный центр» относительно эффективности расходования бюджетных средств и сохранения радиационной безопасности на предприятии.