Стоимость какао взлетела сразу после того, как трейдеры начали использовать новый метод расчета экспортных цен, разработанный для борьбы с бедностью среди фермеров Кот-д’Ивуар и Ганы – крупнейших в мире поставщиков этого ключевого для изготовления шоколада ингредиента.
Сегодня какао демонстрирует одну из наилучших динамик на сырьевых рынках, хотя на таких активах, как нефть и промышленные металлы, спад мировой экономики отразился негативно. С 29 августа фьючерсные цены на какао на Лондонской товарной бирже выросли на 20%, достигнув 1,941 фунтов стерлингов ($2369) за тонну. На Нью-Йоркской бирже рост составил 11% – $2458 за тонну. И эти цены были еще выше, снизившись лишь за последнее время.
Во многом росту цен способствует неопределенность по поводу нового способа расчета экспортной цены западноафриканского какао, специально разработанного с целью улучшить условия жизни местных фермеров. По данным Всемирного банка, 80% производителей какао, или почти 4 млн человек и членов их семей, живут на сумму менее $3 в день.
В июле Кот-д’Ивуар и Гана заявили о том, что внедрят коэффициент «разницы в доходах» в размере $400 за тонну к фьючерсной цене на какао на Лондонской товарной бирже. Учитывая, что на эти две граничащие друг с другом страны приходится почти 60% всего выращиваемого в мире какао, они легко смогли раскачать цены на этот товар. Урожай какао в этих странах значительно превосходит объемы аналогичного продукта в Эквадоре и Нигерии – двух других крупных производителях какао-бобов.
По замыслу, когда по итогам сезона реальные цены на какао, включая транспортные расходы, превысят $2900 за тонну, премия будет направлена в специальные фермерские резервные фонды.
Трейдеры утверждают, что рынок деривативов с трудом приспосабливается к этой встряске. Обычно покупатели и продавцы какао-бобов применяют фьючерсы и опционы, чтобы застраховаться от изменения цен. Инвесторы же используют их для ставок на то, будет ли рынок расти или, наоборот, падать.
«Если вы посмотрите на фундаментальные принципы, по сути это спрос и предложение, то здесь не произошло ничего особенного. Трудность же, с которой столкнулся сейчас практически каждый профессионал, занимающийся какао, заключается в том, как именно интерпретировать эффект [коэффициента разницы в доходах], то есть новой системы ценообразования», – говорит Джонатан Паркман, соруководитель департамента сельского хозяйства брокерской компании Marex Spectron.
Надбавка будет применяться к урожаю какао следующего года, который обе страны-экспортера начнут поставлять с октября 2020 года. Однако коэффициент уже применялся в экспортных контрактах, поскольку крупные западные шоколадные компании оказываются связанными контрактами задолго до получения товара.
Один из факторов, стимулирующих рост цен на фьючерсы, – это то, что компании, которые раньше покупали какао напрямую из Западной Африки, теперь, похоже, берут его со складов. В портах Нью-Йорка и на реке Делавэр, где торговцы фьючерсами могут хранить товар на складах Межконтинентальной биржи, неделю назад было размещено 243 512 мешков какао из Кот-д’Ивуара. С конца августа эти запасы сократились на 44%, что является значительным снижением остатков, которые обычно служат запасом на крайний случай.
«Каждый раз, когда кто-то хочет купить какао из Западной Африки, условия меняются и переговоры носят индивидуальный характер», – говорит Карлос Мера, аналитик Rabobank.
Эта неопределенность возникла после того, как была введена надбавка за «бедность», «создавшая огромное количество рисков, которые не подлежат хеджированию». «Сегодня рынок борется за любые какао-бобы хорошего качества, выращенные за пределами Западной Африки», – отмечает Мера.
Однако цены на какао были бы еще выше, если бы не огромные объемы поставок продукта на рынок. По данным Международной организации по какао, за сезон 2018–2019 годов страны-экспортеры вырастили 4,85 млн тонн какао, что больше прежнего рекорда, зафиксированного в 1960 году.
Обильные осадки в Кот-д’Ивуаре и Гане также повлияли на спад опасений по поводу того, что урожай 2019–2020 годов может пострадать от засухи. Также и в Гане – распространение вируса отекших побегов какао считается проблемой, не представляющей непосредственной угрозы для производства продукта.
В конечном итоге, считают экономисты, новая система ценообразования может побудить фермеров выращивать какао еще больше, что приведет к снижению цен.
«Механизм ценообразования способен мотивировать фермеров, в том числе в других странах, увеличивать объемы производства, поскольку они получают выгоду от повышения цен», – говорит Жак Мориссет, который до июля занимал пост главного экономиста Всемирного банка в Кот-д’Ивуаре.
«К сожалению, если это произойдет, то рост поставок какао в конечном счете приведет к снижению мировых цен и мощному давлению на весь этот механизм», – отмечает он.
Однако пока инвесторы делают ставку на то, что цены на какао продолжат расти.
По данным Межконтинентальной биржи в Лондоне, хедж-фонды и другие спекулятивные инвесторы на прошлой неделе выступали держателями фьючерсных и опционных контрактов на рост цены в количестве на 45 244 больше, чем контрактов на снижение стоимости какао.