Чиновники Европейского центрального банка (ЕЦБ) разошлись во мнениях относительно нового пакета мер по стимулированию экономики. Это станет серьезным вызовом для нового главы регулятора Кристин Лагард.
Последнее заседание с президентом ЕЦБ Марио Драги должно было носить оттенок праздника, знаменующего завершение 8-летнего периода, в течение которого Драги ставили в заслугу спасение единой европейской валюты. Однако вместо этого Драги уходит на грустной ноте.
1 ноября он передаст Кристин Лагард бразды правления учреждением, столь сильно охваченным внутренними противоречиями и испытывающим настолько сильное давление извне, что многие сомневаются, сможет ли ЕЦБ принять новый пакет мер по стимулированию экономики, которые, по мнению Драги, необходимы для предотвращения рецессии в еврозоне.
Главным предметом обсуждений стали вопросы о судьбе новой программы по выкупу облигаций, которую Драги запустил в прошлом месяце. Особую критику вызвало его решение еще сильнее снизить и без того отрицательную ставку ЕЦБ, а также настойчивое лоббирование инфляции в еврозоне на уровне 2%, что более чем вдвое превышает текущий уровень. В итоге, по словам одного из представителей ЕЦБ, «все ждут Кристин», чтобы понять, как она будет выстраивать консенсус между противоборствующими силами внутри банка. Тем временем экономическая ситуация в еврозоне продолжает ухудшаться.
Как и ожидалось, на заседании ЕЦБ в прошлый четверг не было сказано ни о каких новых действиях после объявления в сентябре о снижении ключевой ставки до минус 0,5% и новых планов по возобновлению масштабной программы покупки облигаций, известной как количественное смягчение (QE). Примечательно, что эти планы возникли спустя всего несколько месяцев после того, как ЕЦБ объявил о постепенном завершении запущенной ранее аналогичной кампании, в рамках которой на покупку облигаций было потрачено 2,6 трлн евро.
По словам сразу трех человек, знакомых с ситуацией, Драги представил комитету по установлению процентной ставки свое предложение по ее снижению всего за несколько часов до принятия окончательного решения. «Никакого информационного продвижения идеи попросту не было», – заявил один из чиновников.
Более того, позиции чиновников банка разошлись настолько, что они даже не обсуждали то, как это будет работать на практике. По данным источника, по меньшей мере семь из 25 членов совета управляющих выступили против решения возобновить политику QE, а еще несколько выразили свои сомнения по этому поводу.
Редкий случай, но даже члены комитета по денежно-кредитной политике ЕЦБ выступали против этого шага, предупреждая, что он может оказаться неэффективным с учетом того огромного количества долгов, которые ЕЦБ уже скупил. Также чиновники банка подвергли сомнению решение снизить ключевую ставку до еще больших отрицательных значений.
«У нас просто не было времени обсуждать весь пакет этих мер», – сообщил глава Центробанка Австрии Роберт Хольцман. По его словам, он не поддержал весь пакет мер по стимулированию экономики, опасаясь, что это будет неэффективно, поставит под угрозу стабильность финансового сектора и даст возможность выжить слишком большому количеству неэффективных компаний. «Необходимо вернуться к положительным процентным ставкам. Усиление экспансионистской монетарной политики больше не помогает», – заявил Хольцман.
По словам людей, знакомых с сутью вопроса, уже в конце следующего года облигаций еврозоны, которые мог бы купить ЕЦБ, просто не останется. Это может вынудить ЕЦБ превысить установленный им самим лимит на покупку не более трети неоплаченных облигаций или обратить внимание на другие активы, такие как банковские облигации и акции.
Ряд бывших должностных лиц ЕЦБ, включая экс главных экономистов банка Отмара Иссинга и Юргена Старка, опубликовали в октябре открытое письмо, в котором утверждали, что ЕЦБ превышает свои полномочия, субсидируя правительства еврозоны и создавая неблагоприятные побочные эффекты. При этом баланс ЕЦБ вырос примерно до 40% от годового объема производства в еврозоне, что вдвое превышает этот показатель для Федерального резерва США.
Даже близкие союзники Драги поставили под сомнение последнее решение ЕЦБ. «Полагаю, стоит быть очень осторожным в отношении возможных негативных последствий отрицательных ставок. Лично я продвигался бы в этом направлении чрезвычайно осторожно», – заявил на прошлой неделе глава Центробанка Италии Иньяцио Виско.
Сам Драги, комментируя на своей последней пресс-конференции 24 октября этот раскол во мнениях, заявил, что «один из несогласных призвал объединиться и полностью реализовать весь предложенный пакет мер», а другой сказал: «Прошлое в прошлом». В качестве напутствия тем, кто остался, он пожелал «никогда не сдаваться».
В итоге Драги отстоял предложенный им пакет мер по стимулированию экономики, отметив, однако, что экономика еврозоны все еще уязвима. Также, по его словам, пройдет «немало времени», прежде чем ЕЦБ столкнется с проблемой нехватки облигаций, которые он может купить.
Со своей стороны Кристин Лагард пообещала изучить текущую политику ЕЦБ, а также минусы и плюсы таких инструментов, как QE и отрицательные процентные ставки. Однако этот процесс может занять не один месяц. Также Лагард должна будет решить для себя, насколько агрессивно она готова стремиться к достижению поставленной Драги цели довести инфляцию в еврозоне до уровня, близкого к 2%, и стоит ли это делать вообще. Учитывая, что в сентябре инфляция составила всего 0,8%, такая цель подразумевает реализацию продолжительных и устойчивых мер по денежному стимулированию.
Необходимость применения значительных стимулов открыто ставила под сомнение высокопоставленный чиновник ЕЦБ в Германии Сабина Лаутеншлегер, которая в октябре неожиданно подала в отставку. Она утверждала, что агрессивная трактовка Драги целевого показателя инфляции была неверной.
Уход Лаутеншлегер произошел на фоне происходящих в ЕЦБ масштабных перемен, когда позиции ястребов монетарной политики постепенно усиливаются. В частности, к их числу относится специалист в области пенсионного обеспечения Хольцман. В прошлом месяце он возглавил Центробанк Австрии, после того как получил поддержку со стороны ультраправой Австрийской партии свободы.
Впрочем, явно желая примириться с ЕЦБ, правительство Германии в прошлую среду номинировало на место Лаутеншлегер другого специалиста – профессора Изабель Шнабель, которая настроена проевропейски. По мнению аналитиков, Шнабель могла бы сыграть позитивную роль в улучшении отношений между ЕЦБ и Германией в период председательствования Лагард.
Однако перед Лагард возникнет и другой ключевой вопрос: где находится предел для критики со стороны должностных лиц ЕЦБ, когда они публично оспаривают политические шаги регулятора? Не далее как в июне Драги обвинил некоторые национальные центробанки еврозоны в разжигании популистских настроений по отношению к ЕЦБ путем публичной критики проводимой банком политики. Впрочем, по мнению ряда чиновников ЕЦБ, такие разногласия являются лишь признаком зрелости наднационального регулятора. «Лагард необходимо найти формат, при котором люди смогли бы высказывать разные точки зрения, то есть построить дискуссию таким образом, чтобы она не становилась причиной конфронтаций», – заявил один из представителей ЕЦБ.