Скорую прогнозируемость курса тенге обещают эксперты
После завершения очистки банковской системы от массы проблемных кредитов станет возможной прогнозируемость курса тенге в определенном периоде, считает старший партнер Центра стратегических инициатив Олжас Худайбергенов.
«Прогнозируемость (курса тенге) будет после того, как сперва будет очищена банковская система, и потом банковская система будет наполнена необходимыми кредитными ресурсами для финансирования проектов. Тогда сами банки будут заинтересованы в том, чтобы курс был стабильный. Если даже он будет колебаться, то колебания будут несильными. В этот момент возникает синергия между коммерческими банками и Нацбанком», – сказал он «Курсиву» в кулуарах второго форума стратегических инициатив 20 ноября.
По его словам, за рубежом регуляторы активно используют «вербальную» коммуникацию, чтобы задавать ориентиры на валютном рынке.
«Не просто «не будет девальвации», а на 3-5 лет вперед давать какие-то прогнозы, которые необходимо регулярно корректировать, но зато можно держать настроения людей», – сказал Худайбергенов.
Вместе с тем он затруднился назвать какие-либо цифровые ориентиры по курсу тенге на ближайшие периоды, отметив лишь возможность «мягкой» девальвации с течением времени.
«Я сам лично сторонник мягкого ослабления тенге в рамках коридора. Я воздержусь от каких-либо прямых оценок», – сказал он.
По его мнению, колебания тенге будут зависеть от экономической политики в Казахстане.
В ходе представления на форуме разработанной Центром новой экономической политике в последней содержалось предложение о комплексе мер, которые должны предпринять для того, чтобы иметь «некую» прогнозируемость курса тенге.
В свою очередь заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков в интервью журналистам отметил, что прогнозов по курсу национальной валюты не дает.
«Я не слышал Олжаса Худайбергенова – я только подошел. Во-вторых, как вы знаете, Национальный банк всегда говорит, что никаких курсов мы не прогнозируем, то есть если мы живем в режиме инфляционного таргетирования, то (давать) какие-либо параметры про курсы – это чисто экспертное мнение», – сказал он.
При этом он отметил сложность прогнозируемости курса тенге по какой-либо формуле.
«Что такое прогнозируемость курса? Это, скорее всего, ожидания от общества, предприятий, что есть некая формула, по которой этот курс корректируется, в зависимости от тех или иных факторов. Но был очень неплохой комментарий в российской прессе, и он полностью совпадает с нашим пониманием. Для того чтобы эту формулу иметь, и Национальный банк работал, исходя из этой формулы, нужно понимать, если какой-то шок происходит, он имеет временный или долгосрочный характер», –отметил Смоляков.
При кратковременном, по мнению регулятора, шоке Нацбанк должен «жестко встать» на определенном уровне курса, ожидая, что данный шок сам себя исчерпает и рынок вернется к первоначальному состоянию. В случае долгосрочного шока происходит изменение курса.
«Но вы мне покажите хоть одну эффективность предсказаний. Кто-то может сказать – этот шок краткосрочный или долгосрочный? Если никто не может с уверенностью сказать, а только с некоторой вероятностью, то тогда мы получаем ситуацию, что есть большая вероятность ошибки, то, что мы проходили в прошлые годы, когда мы думали – это краткосрочный, в результате была трата резервов и потом уже корректировка (курса) в существенно больших масштабах», – сказал он.
В связи с этим, отметил Смоляков, правила Нацбанка предполагают, что он не сдерживает курс тенге.
Он также сообщил, что процедуру оценки качества активов (AQR) планируется завершить к концу текущего года.