Ресурсы

Что показало исследование реки Урал после массовой гибели рыбы

Осетру повезло меньше всех

Ученые обнародовали предварительные результаты комплексного научного исследования реки Урал, инициированного властями после массовой гибели рыбы, произошедшей в декабре прошлого года.

«Река Жайык (Урал – «Курсив») в значительно мере загрязнена, но это загрязнение не является чем-то экстраординарным. В Казахстане имеются водотоки, в том числе крупные, которые гораздо больше загрязнены. Например, река Иртыш по неорганике — тяжелым металлам, река Сырдарья – по органике – пестицидам. То есть вот это загрязнение характерно для всех рек Казахстана», — сказал 22 ноября в Атырау ведущий научный специалист Научно-производственного центра рыбного хозяйства, кандидат биологических наук Евгений Куликов, презентуя предварительные итоги комплексных научных исследований реки Урал.

По словам ученого, Жайык-Каспийский бассейн представляет собой уникальную экосистему, где рыба приспособилась жить одновременно и в реке и в море. И проходные и частиковые, полупроходные виды рыб, они нагуливаются в море, а потом идут в реку на нерест, а потом и на зимовку. Это исторически так сложилось, потому что в море больше корма, а в реке меньше врагов, особенно для молоди рыб.
И поскольку рыба не постоянно находится на Урале, превышение предельно-допустимой концентрации (ПДК) по некоторым веществам, обнаруженное в воде и грунте, не зафиксировано в мышцах рыб.

При этом специалист отмечает, что действующие нормативы стандарты качества воды нуждаются в пересмотре. В реках Казахстана изначально повышенное фоновое содержание загрязняющих веществ, пребывающих из рудоносных горизонтов, что не учтено в ПДК.

«Разработка региональных ПДК и стандартов качества — острый вопрос, который стоит на повестке дня», — говорит Евгений Куликов.

По его словам, в результате техногенной аварии – массовой гибели рыб, произошедшей в декабре прошлого года, пострадала кормовая база рыб. Зафиксирована гибель моллюсков. Как долго живущие организмы, они в наибольшей степени подвержены такому воздействию.

Основным гидрологическим фактором, влияющим на состояние рыбных запасов и эффективность воспроизводства рыб, является объем годового водного стока, который непостоянен по годам.

Основное снижение произошло еще в 1990-х года прошлого века. Связано это с общим увеличением засушливости климата. Второй причиной является зарегулирование стока на территории Российской Федерации.

По оценке казахстанских гидрологов, река Урал теряет в результате зарегулирования на территории России от 1 до 1,5 куб. км в год. А для рыбного хозяйства оптимальный водный сток составляет 9 – 9,5 куб. км в год.

По словам ученого, из-за низкого весеннего паводка рыба на Урале не успевает отнереститься, личинки не могут нормально развиться. Вместе со снижением уровня реки снижается и содержание кислорода в воде, которое составляет 5-6 грамм на 1 литр воды. Такая концентрация норма для большинства видов рыб, но недостаточна для осетры, для которого оптимальное содержание кислорода на уровне 7 – 11 г кислорода на 1 литр.

При этом в результате недостатка кислорода рыба становится подверженной воздействию токсических веществ.

Напомним, в декабре 2018 года на реке Урал, в черте города Атырау произошла массовая гибель рыбы. По результатам полицейского расследования было установлено, что превышение объемов сброса условно чистой воды с примесями хлора в реку Урал со сбросной трубы КГП «Атырау Су Арнасы» привело к гибели частиковых рыб и рыб осетрового вида ТОО «Луговской конный завод» и РГКП «Урало-Атырауский рыбоводный завод». Погибло в общей сложности свыше 100 тонн рыбы.

На сегодня, по данным Научно-производственного центра рыбного хозяйства, промысловые запасы рыб в реке Урал составляют около 22 тыс. т и считаются стабильными в краткосрочной перспективе.

В марте текущего года из областного бюджета было выделено 80 млн тенге на проведение научных исследований на реке Урал. В работе, которые начались 1 августа текущего года, принимали участие специалисты Научно-производственного центра рыбного хозяйства, Научно-производственного центра микробиологии и вирусологии, Научно-исследовательского института проблем биологии и биотехнологии КазНУ им. Аль-Фараби, Казахского научно-исследовательского ветеринарного института.