ВТО: предпосылок для роста товарооборота нет
По данным Всемирной торговой организации (ВТО), с момента глобального финансового кризиса международный товарооборот будет расти наиболее медленными темпами, поскольку торговая напряженность и повышение пошлин продолжают оказывать давление на экспортно-импортные операции.
Призванная регулировать торговые отношения государств ВТО (штаб-квартира расположена в Женеве) в понедельник сообщила о том, что основной индикатор товарооборота указывает на сохраняющийся до конца текущего года спад, что повышает вероятность того, что темпы международной торговли в 2019 году будут значительно медленнее темпов за любой другой год начиная с 2009-го, когда в результате мирового финансового кризиса товарооборот значительно снизился.
В октябре ВТО пересмотрела свой прогноз объемов мирового товарооборота в 2019 году в сторону понижения. По данным организации, ввиду сохраняющихся торговых противоречий и неопределенности относительно Brexit в текущем году объем мировой торговли вырастет всего на 1,2%. Для сравнения: в прошлом году этот показатель составил 3%. В 2020 году ВТО ожидает рост товарооборота на 2,7%.
По данным ВТО, специальный индикатор Goods Trade Barometer зафиксировал признаки увеличения экспортных заказов, контейнерных и автомобильных перевозок, однако этот рост нивелируется спадом в сегменте авиаперевозок, а также уменьшением объемов поставок сырья и электронных компонентов.
После спада в течение трех кварталов подряд объем мировой торговли вырос в июле и в августе, однако общие показатели по-прежнему слабые.
Основной индикатор ВТО по товарообороту в августе был на уровне в 95,7 пункта, затем вырос до 96,6 пункта, однако остается значительно ниже отметки в 100,00 пункта, что указывает на то, что объемы экспорта и импорта растут со средней для последних десятилетий скоростью.
«Некоторые компоненты… по-прежнему сохраняют нисходящую траекторию, что отражает повышенную торговую напряженность и рост тарифов в ключевых секторах», – говорится в сообщении ВТО.
На снижение мирового товарооборота повлиял целый ряд событий, произошедших в 2019 году.
Так, двусторонние торговые тарифы выросли как со стороны США, так и Китая. Одним из побочных эффектов этого торгового противостояния стало ослабление деловой уверенности и снижение объемов инвестиций. При этом такие инвестиционные товары, как фабричное оборудование, составляют значительную долю мирового товарооборота.
Также произошло снижение активности и в мировой автомобильной промышленности, которая в рамках цепочек поставок импортирует и экспортирует различные детали и готовые автомобили. Кроме того, ужесточившиеся экологические требования влияют на повышение стоимости автомобилей, тогда как рынки многих стран оказались перенасыщенными, а для людей доступны альтернативные райд-шеринговые сервисы.
В октябре Международный валютный фонд снизил свой прогноз относительно роста мировой торговли в 2019 году с 2,5% до 1,1%, хотя в 2020 году МВФ ожидает, что ситуация начнет восстанавливаться. Если торговая напряженность между США и Китаем ослабнет, этот прогноз будет еще более вероятным.
11 октября президент США Дональд Трамп и вице-премьер КНР Лю Хэ сделали совместное заявление о том, что страны близки к заключению ограниченного соглашения так называемой первой фазы, которое позволит увеличить продажи американской сельскохозяйственной продукции в Китай в обмен на снижение тарифов на импорт ряда китайских товаров.
Однако в ходе переговоров возникли трудности с определением того, в каких объемах будут осуществляться закупки сельхозпродукции. Также обе стороны пока не сумели договориться относительно вопроса, будут ли США снижать тарифы на импортируемые китайские товары, и если да, то каким образом. Со стороны Пекина это было ключевое требование, увязанное с другими предложениями по всем остальным вопросам.
Впрочем, даже если эта сделка состоится, неопределенность по поводу будущего мировой торговой системы вряд ли исчезнет, из-за чего экономисты не ожидают, что рост объемов экспорта и импорта вернется к темпам, которые были до глобального финансового кризиса.
«Возникшие трудности в согласовании условий сделки «первой фазы» ставят под сомнение способность и той и другой стороны достичь договоренностей по более сложным вопросам, связанным с правами на интеллектуальную собственность, передачей технологий и промышленной политикой», – говорит Нил Ширинг, главный экономист консалтинговой компании Capital Economics.
Замедление товарооборота с начала 2018 года негативно отразилось на производителях по всему миру. В свою очередь это вызвало спад в мировой экономике, который привел к тому, что две крупнейшие в мире страны-экспортера – Германия и Япония – этим летом оказались на грани экономической стагнации.
Перевод с английского языка – Танат Кожманов