Почему провалилась идея развитых стран управлять миром и отчего интеграционные союзы могут стать главными полюсами развития на международной арене, рассказали 29 ноября участники в ходе XIV международной конференции «Евразийская экономическая интеграция» в Москве.
Не одно десятилетие рост мировой торговли опережал рост мирового ВВП, но сейчас эти показатели фактически сравнялись. Кроме того, сегодня много говорят о выходе на первый план роли национальных государств. Означает все это конец глобализации, конец процессам которые разворачивались на протяжении десятилетий? Этими вопросами задались участники конференции ЕАБР.
«Моя точка зрения, отчасти – да. Время глобального, мирового развития закончилось. Я думаю, что в первую очередь оно заканчивается, потому что социальные результаты не слишком значительны, потому что разрыв между богатыми и бедными странами не сокращается, а увеличивается. Внутри большинства стран разрыв между богатыми и бедными тоже увеличивается. Средний класс в ведущих странах мира уменьшается. Таких результатов ожидалось от интеграции? Вроде нет. Вроде хотелось роста богатства народов. Во-вторых, идея о том, что индустрия будет переноситься в развивающиеся страны, а развитые страны останутся центром принятия решений – провалилась. Если индустрия уходит из страны, возникают новые проблемы, а развивающиеся страны начинают интенсивно работать и забирают функции по принятию решений на себя», – заметил в своем выступлении советник президента РФ, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев.
По его мнению, в этой связи сегодня на мировой арене создалась некая неопределенная ситуация. В условиях неопределенности решения будут принимать не те, кто вчера был самым сильным, а кто будет сильным завтра.
«В конце концов, евразийская экономическая интеграция, это ведь не идея России. Это идея Нурсултана Назарбаева. И эта идея жива. Она реализована в виде институтов. Нужна лишь интеллектуальная смелость – кто предложит смелые решения, тот и выиграет в ближайшее десятилетие», – заметил спикер.
Аналогичного мнения придерживается и экс-министр финансов РФ, председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин.
«Национальные экономики все больше связываются между собой и будут все больше выходить на новый интеграционный уровень. Интеграционные союзы станут главными полюсами развития в мире. Поэтому всегда стоит вопрос о том, как наш союз будет на этом фоне выглядеть. Можем ли мы стать неким полюсом притяжения для многих стран», – считает Алексей Кудрин.
Спикер считает, что основная причина замедления торговых и интеграционных процессов кроется в перераспределении центров влияния, мировых экономических сил. Безусловно, таким центром стал Китай, и сейчас он будет серьезно определять мировую повестку. Некоторые процессы, которые больше были замкнуты на США, будут перераспределяться в сторону Поднебесной. И в этой ситуации для Евразийского экономического союза появляются возможности еще большего укрепления.
Участники, выступавшие на сессии «Вызовы и возможности интеграции на евразийском пространстве», уверены: побеждать будут те, кто будет проводить политику единых стандартов и технических требований. Но здесь, считают они, необходимо понимать, к каким рынкам и чьим стандартам мы примыкаем, или создаем и формируем свои.