Казахстанцы стали больше есть кроликов
Вложения в разведение кроликов считаются одними из самых выгодных в мире. Этот бизнес дает до 80% чистого дохода. Однако в Казахстане он развит слабо, кролиководство даже не выделено отдельной отраслью сельского хозяйства.
Сельхозотрасль, которой нет
В мире производится 802 млн тонн крольчатины в год. В СССР потребление этого мяса составляло 2,5 кг на человека в год. В Казахстане, согласно данным МНЭ РК, динамика объема рынка мяса кроликов снижалась с 2014 года вплоть до 2017 года. Причем, если за первые три года снижение составляло 2%, то в 2017-м – 13%. И лишь в 2018 году наметился положительный сдвиг: объемы производства и потребления выросли на 5%.
Председатель общественного объединения «Золотой крол» Екатерина Макарова рассказала, что точных цифр нет, так как кролиководство в Казахстане не является отдельной отраслью сельского хозяйства.
«По нашим данным, в Алматинской области ежегодно производится около 3 тонн мяса кролика. В Шымкенте – около 1 тонны. Кролиководческое направление в Казахстане в сельском хозяйстве не отмечено. Эта отрасль находится в графе «прочие». А ведь до распада СССР у нас было более 150 промышленных кролиководческих фабрик», – отметила Екатерина Макарова.
Оказалось, что занимающиеся племенным разведением животных кролиководы не имеют права участвовать в международных выставках как заводчики. Для этого нужно иметь клуб и проводить выставки. А кролиководство должно быть учтено в отдельной графе. Отсутствие этих параметров не позволяет казахстанским фермерам представлять свою продукцию на международном уровне, тем самым они упускают дополнительные выгоды. Поэтому в Шымкенте в 2019 году было создано общественное объединение кролиководов и открыт клуб.
Наглядно о выгоде
Между тем бизнес на кроликах считается одним из самых быстроокупаемых. Представители российской стороны провели в Шымкенте семинар, на котором рассказали казахстанцам о преимуществах кролиководства. По их словам, однократное вложение средств в автоматизированные системы кролиководческих ферм позволяет очень быстро оправдать расходы и начать получать доходы.
«Оборудование комплекса в расчете на 144 кролематки стоит 5 млн рублей (30 млн тенге), монтаж – еще 500 тыс. рублей (3 млн тенге). Маточное поголовье – чуть более 2 тыс. рублей (12 тыс. тенге) за голову. Всего – 331 тыс. рублей, что эквивалентно 1,986 млн тенге. 144 кролематки дадут 7,5 окрола в год. А дальше все зависит от кормов и ухода. От одного окрола самка в среднем дает 10 крольчат. Но существует допустимый процент, сколько из этой десятки добирается до финиша. У нас этот процент достигает 85–92%. Таким образом, от одной кролематки мы получаем 65 живых крольчат», – уточнил представитель российской компании Hycole Александр Золотарев.
Цена крольчатины на шымкентских рынках колеблется от 2 до 2,5 тыс. тенге за кг. В 2018 году она была на уровне 1800–2000 тыс. тенге за кг. Екатерина Макарова рассказала, что на корм для одного кролика «от гнезда» до убоя расходуется около 5 кг дорогого качественного корма.
«Корм стоит 260 тенге за кг. На выращивание одного кролика я трачу в денежном эквиваленте 1200 тенге. Кроме того, кролики очень быстро растут, их не держат дольше 100 дней. В среднем в каждом кролике чистого мяса от 2 до 2,5 кг. Печень кролика – деликатесный продукт, который стоит 5 тыс. тенге за кг. Племенная самка крупной породы при правильном уходе приносит потомство два года – по четыре-пять раз в год и по шесть-восемь крольчат за раз. Мясной породы – до восьми раз в год по 10 крольчат. При правильной организации фермы один человек может ухаживать за 144 кролематками», – подчеркнула Екатерина Макарова.
К слову, предложение мяса кролика на шымкентском рынке составляет всего 10% от спроса. Горожане записываются в очередь к кролиководам, в которой, по словам г-жи Макаровой, нужно стоять не менее четырех недель.
Цены и количество
На днях в Шымкенте прошла выставка кроликов, участие в которой приняли фермеры не только из Казахстана, но и из Беларуси, Узбекистана и России. Предпринимательница из Алматы Ольга Ивко привезла на выставку кролов породы голубой немецкий ризен.
«Это крупная порода. С одного крола получаем до 6 кг чистого мяса. А крольчат продаем по 15 тыс. тенге, так как это маточное поголовье. Их разбирают кролиководы для того, чтобы улучшить породу своего поголовья. Цена взрослого животного – в среднем $200. В год от племенных животных можно получить два-три помета, в каждом со стопроцентной вероятностью выживают восемь крольчат. Таким образом, в год получается 360 тыс. тенге от каждой кролематки», – рассказала Ольга Ивко.
Кролиководы отмечают, что довольно низкие показатели рождаемости свойственны всем кроликам крупных пород. Гульсая Усманова из Шымкента демонстрировала и продавала мелких декоративных кроликов породы французские бараны по 5–10 тыс. тенге за штуку. «Эти кролики плодовиты, в год дают до семи окролов, в каждом не менее восьми крольчат», – поделилась Гульсая Усманова.
Ирина Рудковская из Беларуси тоже привезла на выставку французских баранов. Месячных крольчат продавали по $20, их раскупили сразу. Из Узбекистана приехали кролики породы рекс, стоимость взрослых особей которой колеблется от $400 до $500. От них также получают в год три-четыре окрола от трех до 14 крольчат в каждом. Молодых кроликов продают за сумму от $50 до $150.
«Это шкурковые породы, – рассказал представитель узбекской делегации. – Шкурки на переработку сдаем по $10. У вас в Шымкенте их принимают по $4–5».
Не только мясо
Заместитель директора по производству и переработке кожи-сырья ТОО «TuranSkin» Ильнара Азимова рассказала «Курсиву», что их предприятие начало заниматься переработкой шкур кроликов.
«До этого времени мы перерабатывали собачий мех, коровьи шкуры, овчину, шиншиллу. Когда нам поступило предложение от кролиководов, мы поставили им условие: в сутки нужно перерабатывать примерно 300 шкурок, и если получится такая загруженность, а это 7200–7500 шкурок в месяц, то нам выгодно будет сотрудничать. На пробу мы переработали 29 шкурок, получилось очень хорошо. По технологии шкурки самок и самцов перерабатываем отдельно. Все зависит от того, как кролиководы снимут этот мех, как его законсервируют: будет ли это соление или заморозка», – отметила Ильнара Азимова.
Стоимость переработки одной шкурки составляет от $4 до $5. Сбывать переработанные шкурки кролиководы должны сами, предприятие этим заниматься не будет.
Между тем Александр Золотарев подчеркнул, что кролик дает не только мясо и шкуру. «Практически все, что в нем есть, может приносить доход. Кровь и жир идут на индустрию красоты и медицину. Внутренности – на изготовление корма для кошек и собак. Кости – на мясокостную муку. И важнейшая тема – компост. Кролик производит твердую фракцию, насыщенную азотом. Это самое лучшее удобрение для тех культур, которые дают сладкие плоды: клубника, свекла, фрукты, помидоры, кукуруза», – пояснил собеседник.
Он добавил, что 70% расходов в кролиководстве занимает стоимость кормов. А производство компоста позволит снизить финансовые нагрузки на предпринимателя в части приобретения кормов. Таким образом, если производить и продавать компост, то корма получаются практически бесплатными, заключил г-н Золотарев.
По его данным, сегодня 90% импорта крольчатины принадлежит Китаю, а 10% делят между собой Чехия и Венгрия. В Германии уделяют основное внимание селекционному направлению, во Франции – мясному, Италия является лидером по продажам оборудования. Всего в мире зарегистрировано более 200 пород кроликов, в Казахстане представлено не более 30.