«Павлодарэнерго» победило в судебных разбирательствах профильное министерство
Судебные разбирательства между АО «Павлодарэнерго» и Минэнерго завершились победой предприятия. Это может стать одной из причин изменения предельных тарифов, установленных для производителей электрической энергии.
Встретились в суде
АО «Павлодарэнерго» (входит в АО «ЦАЭК». – «Курсив») обратилось в суд с иском к Министерству энергетики РК и добилось признания незаконным приказа ведомства № 508 от 14 декабря 2018 года, подписанного теперь уже экс-министром Канатом Бозумбаевым.
Детали дела изложены в документах, опубликованных в открытой судебной базе. В них указывается, что Минэнерго, издав этот приказ, внесло изменения в утвержденную им же в ноябре 2017 года методику формирования фиксированной прибыли для генерирующих предприятий, в которой размер прибыли является составной частью предельных тарифов, утвержденных на 2019–2025 годы.
«Обжалуемым приказом Министерство энергетики РК приравняло фиксированную прибыль к нолю, лишив заявителя, а также иные энергопроизводящие организации права на получение прибыли от продажи электрической энергии вплоть до 2025 года», – утверждают в иске представители компании в суде.
Они уточнили, что ведомство включило в формулу расчета прибыли поправочный коэффициент. И несмотря на то, что НПП «Атамекен» и ОЮЛ «Казахстанская электроэнергетическая ассоциация» предоставили на проект приказа отрицательные заключения, нормативный акт был министром энергетики подписан. И уже в декабре 2018 года ведомство объявило об утверждении предельных тарифов казахстанским энергопредприятиям сроком на 7 лет. Для АО «Павлодарэнерго» он составил 6,1 тенге за 1 кВт*ч.
«В 2019 году себестоимость одного киловатт-часа электрической энергии, вырабатываемой электростанциями предприятия, составляет 6,56 тенге/кВт*ч. То есть убыток с одного киловатт-часа составляет 46 тиынов», – говорится в иске.
В нем отмечено, что при таком раскладе неизбежно причинение убытков, размер которых в 2019 году составит 1,5 млрд тенге. Представители «Павлодарэнерго» указали на нарушение прав бизнеса на получение дохода и свободу предпринимательской деятельности, принципы которой закреплены в Конституции РК и Предпринимательском кодексе.
Позиция министерства также отражена в судебных актах. Согласно ей предприятие с нулевым уровнем фиксированной прибыли считается с экономической точки зрения безубыточном. Как утверждали в суде представители ведомства, «Павлодарэнерго» может зарабатывать на других видах деятельности, где обеспечена прибыль выше ноля. Например, реализуя тепловую энергию и предоставляя услуги по поддержанию готовности электрической мощности.
Счет 3:0
В целом судебные разбирательства длились более полугода. Сначала «Павлодарэнерго» обратилось с иском в специализированный межрайонный экономический суд Нур-Султана. Суд первой инстанции поддержал требования предприятия.
«Признать приказ Министра энергетики Республики Казахстан № 508 от 14.12.2018 года о внесении изменения в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 28.11.2017 года № 413 незаконным», – говорится в резолютивной части вынесенного им решения.
Затем министерство, не согласившись с решением, обжаловало его в апелляционной коллегии по гражданским делам городского суда Нур-Султана. Но Фемида вновь оказалась на стороне компании. После чего представители ведомства направили ходатайство о пересмотре дела в Верховный суд, который в конце ноября текущего года постановил, что оснований для дальнейшего разбирательства не имеется.
На круги своя
В АО «Павлодарэнерго» «Курсиву» пояснили, что, подав иск против министерства, предприятие защищало не только свои права.
«Необходимо отметить, что данные судебные решения защищают законные интересы и других энергопроизводящих организаций Казахстана», – говорится в официальном ответе изданию.
В компании не ответили, каким образом исход судебного дела в дальнейшем отразится на отпускных ценах станций на электроэнергию.
Тем временем Министерство энергетики Казахстана продолжило заниматься переписыванием своих нормативных актов.
Текущей осенью казахстанцам был преподнесен сюрприз в виде повышения предельных тарифов для энергостанций на производство электроэнергии. Это следует из приказа № 315 от 23 сентября 2019 года, изменяющего приказ от 14 декабря 2018 года (№ 514), где тарифы устанавливались на семь лет. Теперь корректировать максимальную отпускную цену предприятиям разрешают правила. Если генерирующие компании обоснуют фактический или прогнозируемый рост основных затрат, они могут подать заявку на повышение цены электроэнергии. Что скажется на затратах потребителей.
При этом ведомство только в декабре прошлого года снизило и утвердило отпускные цены для более 40 групп энергопроизводящих организаций. Сделано это было после прошлогоднего заседания Совета безопасности под председательством Нурсултана Назарбаева, где были раскритикованы высокие цены на коммунальные услуги.
Мнение
Владислав Окишев, председатель ОО «Консультативно-информационный центр», член межведомственной рабочей группы при Департаменте госслужбы Павлодарской области.
«Ситуация с предельными тарифами на электрическую энергию энергопроизводящих предприятий волнует странной их непредсказуемостью в связи с алогичными приказами Минэнерго. Как известно, на заседании Совета безопасности РК 8 ноября 2018 года бывший глава государства поручил принять меры по снижению стоимости электроэнергии для населения. При этом были озвучены масштабные суммы ущерба населению от излишне взысканных сумм и неэффективного использования субсидий, выданных местным исполнительным органам с целью снижения тарифов.
Эти факты выявила Генеральная прокуратура в ходе проверки тарифообразования на электрическую и тепловую энергию. Однако по истечении года, когда волна осуждения схлынула, Минэнерго вновь стало проявлять труднообъяснимую «мягкотелость» при формировании и утверждении им предельных тарифов на электроэнергию и не только.
Во-первых, ведомство не смогло отстоять в суде изменения, которые оно ввело в свой приказ «Об утверждении методики определения фиксированной прибыли, учитываемой, при утверждении предельных тарифов на электроэнергию…». Это касается обнуления фиксированной прибыли, которое оспаривало в суде «Павлодарэнерго».
Во-вторых, действующие предельные тарифы для энергопроизводящих организаций Минэнерго до истечения срока их действия повышает. Это означает, что оно само же подрывает базовый принцип предельных тарифов по обеспечению их стабильности в течение того периода, на который они рассчитаны. В то время как следует принимать системные решения, чтобы раз за разом не наступать на одни и те же грабли».