США не знают, что делать со своим мусором
Десятки лет США и многие другие развитые страны выкидывали использованные пластиковые бутылки, банки из-под газировки и ненужную почту в одно мусорное ведро. Потом большая часть этих отходов отправлялась за тысячи километров в Китай, являющийся крупнейшим потребителем вторсырья в мире. Там мусор сортировали и перерабатывали в новые продукты.
Все это изменилось в прошлом году, когда Китай запретил импорт смешанного бумажного и пластикового мусора и жестко ограничил прием других типов вторсырья. Официальный Пекин заявил, что хочет стимулировать сбор отходов в самом Китае и положить конец потоку мусора из-за рубежа, который расценивается как угроза для окружающей среды и здоровья. С тех пор ввели собственные ограничения по приему мусора Индия, Малайзия, Вьетнам, Таиланд и Индонезия – другие популярные рынки для отходов Запада.
Эти меры вызвали радикальные перемены в мировом подходе к мусору. Давно привыкнув отправлять мусор на сортировку и переработку в более бедные страны, теперь развитые страны должны ответить на вопрос: насколько они дорожат вторичной переработкой? Некоторые инвестируют в предприятия внутренней переработки, наращивают альтернативные стратегии (например, сжигание мусора), проводят образовательные кампании в целях обучения граждан сортировке мусора. Другие страны прекращают программы по переработке.
Переработка – это «для нас нечто укоренившееся, и в один прекрасный день всё вдруг исчезает», – говорит Кайл О’Брайен, городской управляющий в Бродвее, Виргиния. Двадцать лет мусор, выставляемый в городе на обочину, отправлялся на переработку, но в прошлом году эта услуга была отменена после того, как Китай начал отказываться от вторсырья со всего мира. Компания, которая обрабатывала мусор, van der Linde Recycling, закрыла свое предприятие по переработке бытовых отходов, возложив вину на резкое падение цен.
В течение многих лет бутылки и коробки со всего мира отправлялись в Китай на кораблях, которые предлагали крупные скидки за перевоз мусора, чтобы не возвращаться порожняком после разгрузки товара в США и других странах. С 1992 года Китай импортировал 45% мирового пластикового мусора, согласно данным, опубликованным в прошлом году в журнале Science Advances.
«Это были прекрасные отношения: мы покупали их товары и отправляли им пустые коробки обратно», – говорит Брент Белл, вице-президент по переработке в Waste Management – крупнейшей компании по утилизации отходов в США со штаб-квартирой в Хьюстоне.
В прошлом году Китай ввел запрет на 24 категории мусора, включая пластиковые контейнеры-раскладушки, бутылки из-под газировки и шампуня, мусорную почту. Китай заявил, что заграничный мусор вызывал «общественное возмущение».
По состоянию на октябрь экспорт пластикового вторсырья из США в материковый Китай снизился на 89% с начала 2017 года (когда Китай дал понять, что запретит ввоз многих видов мусора). Экспорт смешанного бумажного вторсырья снизился на 96%, по данным Института отраслей вторичной переработки (ISRI).
Общий экспорт пластикового вторсырья из США во все страны за этот период снизился на 64%, а экспорт смешанного бумажного вторсырья снизился на 42%, по данным ISRI.
Обработка алюминия на заводе во Флагстаффе. Фото: Dawn Kish / The Wall Street Journal
С тех пор власти американских городов усиленно пытаются найти новых покупателей на свой мусор. Но здесь они сталкиваются с крупной проблемой – во многих местах, не считая городов вроде Нью-Йорка, весь перерабатываемый мусор обычно выбрасывается в одну общую урну. Разные материалы необходимо тщательно сортировать до переработки. Большая часть бумаги отсыревает, а пластик слишком загрязнен едой и жиром, из-за чего они становятся вовсе непригодны к переработке.
Китай принимал грязные и смешанные отходы, так как у него были низкооплачиваемые работники, которые отсортировывали негодное сырье, часто вручную. Из-за этого у американских подрядчиков не было стимула, чтобы самим отсортировывать остатки пищи, пластиковые пакеты и другой негодный к переработке мусор.
После того, как Китай отказался от импорта вторсырья, потоки мусора были перенаправлены в такие страны, как Индию, Индонезию и Малайзию. Многие из них теперь утверждают, что завалены мусором. Они ввели собственные ограничения на импорт бумажных или пластиковых отходов. Эти страны также хотят сосредоточиться на собственной индустрии по сбору отходов.
В мае Малайзия начала отправлять обратно в США и другие страны 60 контейнеров с импортным мусором. В стране жалуются, что она превратилась в свалку обеспеченных государств. В контейнерах должно было быть пластиковое вторсырье, но они оказались также засорены другими предметами: кабелями, электронным мусором. Представительница малайского правительства сказала, что еще больше контейнеров подвергнется возврату на фоне ужесточения инспекции в Малайзии.
Контейнер с мусором в порту в Селангоре, Малайзия. Фото: Samsul Said / Bloomberg News
Япония, которая исторически отправляла большую часть своего пластикового вторсырья в Китай, после китайского эмбарго перенаправила мусор в Малайзию, Таиланд и Вьетнам. Но когда эти страны начали отказываться от грязного вторсырья, японские сборщики отходов начали складировать мусор в надеждах на появление нового рынка. За прошлый год Япония накопила свыше 450 тыс. тонн пластикового мусора, согласно Хироаки Канеко, замдиректора по переработке в министерстве окружающей среды.
Япония – второй крупнейший экспортер пластикового вторсырья после США – пытается стимулировать внутреннюю переработку. Миллиарды иен выделяются на субсидирование оборудования по переработке пластика для частных компаний.
Компания по переработке Daiei Kankyo Holdings, базирующаяся в Кобе, недавно подала заявку на правительственные субсидии, которые, как ожидается, покроют до половины расходов на мусороперерабатывающее оборудование для нового завода, который должен открыться в следующем году в Осаке. Открытие завода, где пластиковый мусор будет перерабатываться в ящики для транспортировки продуктов и других предметов, из-за китайского эмбарго было перенесено на пару лет раньше, по словам Кунихико Идеи, менеджера отдела бизнес-стратегии в Daiei Kankyo. Благодаря заводу нынешние перерабатывающие мощности компании удвоятся до почти 30 тыс. тонн отходов в год.
Собранные бутылки в Tokyo Petbottle Recycle. Фото: Koji Sasahara / Associated Press
Японский экспортер пластикового мусора Asei перенес производство пластиковых пеллетов, которые образуются в процессе переработки и используются для производства новых продуктов, с шанхайской фабрики в Японию. Компания потратила 500 млн йен (около $5 млн) на два новых завода к северо-востоку от Токио.
Великобритания стала больше сжигать мусор, включая грязное или малоценное вторсырье. От страны к стране отношение к сжиганию мусора разное. В США, где места достаточно, отправлять мусор на свалки издавна обходится дешевле, а сжигание не получило большой распространенности. Во многих странах Европы, напротив, уже давно стало популярным сжигать мусор в целях выработки энергии.
По данным правительства, доли сжигаемого и перерабатываемого мусора в Англии сейчас примерно одинаковы – около 42%. В прошлом году количество мусора, собираемого властями на местах для сжигания, увеличилось до 10,8 млн тонн (10,2 млн тонн годом ранее), а количество перерабатываемых отходов снизилось с 11,3 млн тонн до 10,9 млн тонн.
«Мы стремительно приближаемся к кризису, где емкости нашего рынка для собираемых отходов перестанет хватать, и это при том, что цены на них уже обрушились», – сказал Саймон Эллин, глава Ассоциации по переработке отходов, торгового органа Соединенного Королевства.
Взять Paper Round – подрядчика по сбору отходов в Лондоне. Недавно компания попросила потребителей, чтобы они больше не выбрасывали в урны для утильсырья пластиковую пленку, так как она с трудом поддается переработке и покупатели не хотят ее брать.
Компания организует завтраки-семинары для офисных работников и рассылает обучающие электронные письма персоналу обслуживаемых ею зданий, где объясняется, какие материалы могут или не могут быть переработаны. Paper Round также предупредила потребителей, что если цены на картон не повысятся, она начнет брать отдельную плату за сбор некоторых видов мусора.
Свалка во Флагстаффе, Аризона. Фото: Dawn Kish / The Wall Street Journal
«Благодаря китайскому эмбарго стало ясно, что мы больше не можем экспортировать наши проблемы», – сказал управляющий директор компании Билл Суон. По его словам, покупатели Paper Round сейчас стали намного избирательнее: так, они проверяют уровень влажности, которая может ухудшить качество бумаги.
В Мемфисе, Теннесси, одна из крупнейших компаний США по вывозу мусора, Republic Services, в прошлом году перестала принимать от некоторых предприятий смешанное вторсырье, выброшенное в один контейнер. В компании утверждают, что из-за этого сырье становится слишком загрязненным.
«Когда мы находимся на покупательском рынке – а мы определенно на покупательском рынке – можно требовать более высокого качества отходов», – заявил Пит Келлер, директор по переработке в Republic Services, штаб которой находится в Финиксе.
В результате городской аэропорт Мемфиса продал все свои бутылки, жестяные банки и бумагу на свалки. Месяцами в аэропорте выставляли контейнеры для сбора вторсырья на случай, если услугу возобновят, но недавно власти аэропорта сдались и убрали их.
Чтобы улучшить качество мусора, который компания все же принимает, Republic наняла больше персонала для сортировки сырья, а также приобрела новые оптические сканеры для различения металлов от цветной бумаги и разных видов пластика. Ранее в этом году компания открыла в Техасе новую фабрику, где благодаря ряду технологий сортировка отходов занимает миллисекунды.
Фабрика Republic Services в Плейно, Техас. Фото: Justin Clemons / The Wall Street Journal
Другие сборщики отходов тоже сделали вложения, что привело к дальнейшему повышению цен для их клиентов. Сейчас Филадельфия платит за сбор перерабатываемых отходов по $92 за американскую тонну (907 кг), а до китайского эмбарго – $44. Из-за высоких цен власти города сначала начали сжигать половину своего вторсырья, но отменили это решение из-за общественной критики.
Теперь Филадельфия финансирует рекламную кампанию за $500 тыс., которая, как власти надеются, снизит уровень загрязнения вторсырья до 10% вместо нынешних 25%, чтобы получить скидку у сборщиков отходов.
«Когда люди выбрасывают мусор в контейнеры для вторсырья, зачастую они не знают, подлежит он переработке или нет», – заявил уполномоченный отдела по улицам Филадельфии Карлтон Уильямс. Среди примеров загрязнителей он называет шары для боулинга, садовые шланги и старые игрушки.
Этим летом в Филадельфии на автобусных остановках и на радио появилась реклама, которая советует людям задуматься, перед тем как бросить что-нибудь в контейнер для перерабатываемых отходов, и выбросить мусор на свалку, если есть сомнения. Жителей города попросили не кидать пластиковые пакеты в урны для вторсырья, а также ополаскивать контейнеры из-под еды. В рамках кампании работники стучат в двери и рассказывают жителям, какие отходы можно выбрасывать в урну для вторсырья. Кроме того, урны были оборудованы крышками, чтобы защитить бумагу от дождя.
Подрядчик по сбору отходов во Флагстаффе, Аризона, перестал принимать пять типов пластика, в том числе стаканчики из-под йогурта и контейнеры-раскладушки для еды, потому что не мог реализовать этот пластик на переработку. Большая часть такого сырья теперь отправляется на свалки.
Власти города публикуют на страницах в соцсетях призывы для примерно 70 тыс. жителей, чтобы адаптироваться к этим изменениям: в урны для утильсырья можно класть только бутылки, пластиковые бутыли и стеклянные банки. «Испытываете ли вы замешательство, когда перерабатываете пластик?» – спрашивается в видео, стилизованном под рекламу рецептурных лекарственных препаратов. – «Если вы живете во Флагстаффе, поговорите с вашим врачом о переработке пластика в зависимости от его формы».
«Людям нравится перерабатывать мусор – это весьма осязаемый способ жить в соответствии со своими экологическими установками. Но я не думаю, что люди понимают, насколько важно класть в урны только правильные отходы», – говорит Дилан Лензен, который работает над сокращением объема мусора во Флагстаффе.
В этом году в городе объявили, что специальные работники будут осматривать урны жителей для утильсырья и помечать урны, содержащие отходы, которых там быть не должно, словом «Упс». Такие урны сборщики забирать не будут. Пилотный запуск в прошлом году показал, что эта практика снизила объем неперерабатываемого мусора в урнах на 40%.
Элиша Дорфсмит считает, что это уже чересчур. «Это почти как публичный позор», –сказал 42-летний житель Флагстаффа, который зарабатывает на жизнь тем, что продает в сети товары, бывшие в употреблении. Он на несколько месяцев перестал отдавать мусор на переработку, чтобы не подвергаться унижению перед соседями, и начал снова это делать только недавно, когда решил, что «полиция вторичной переработки перестала обследовать урны».
Давняя жительница Флагстаффа Сьюзен Бассетт стала мыть пустые стаканчики из-под йогурта и контейнеры из-под сыра фета и хранить их под своей кроватью. 75-летняя женщина платит по $25 за коробку, чтобы отсылать свой лишний пластик на переработку в Кортленд, штат Нью-Йорк. Там из него делают зубные щетки.
Сьюзен Бассетт. Фото: Dawn Kish / The Wall Street Journal
В некоторых городах переработка просто не стоит того. Сборщики отходов в Дельтоне, Форида, в прошлом году получали за американскую тонну смешанного бумажного сырья всего по $5, по сравнению с $120 за тонну в 2017 году. При этом стоимость переработки осталась прежней – $80 за тонну. «Учитывая нынешнее состояние рынка вторичной переработки, покупателей на собранное и обработанное вторсырье слишком мало, если они вообще есть», – заявила в январе городской управляющий Джейн Шан. В следующем месяце Дельтона приостановила свою программу по переработке вторсырья.
Кристи Рамирес не поверила своей 12-летней дочери, когда однажды та пришла из школы и сказала, что Дельтона отправляет перерабатываемые отходы на свалку. Жители города по-прежнему наполняли и выставляли наружу урны для вторсырья, но сборщики отходов выбрасывали его в обычный мусор. 35-летняя Рамирес даже позвонила в свою компанию по вывозу мусора, чтобы убедиться в этом, но по-прежнему выставляет на обочину голубую урну для утильсырья в дни сбора мусора. По ее словам, она не знает, что еще делать.
«Я всегда отправляла мусор на переработку – покуда с моим мусорным ведром также идет урна для вторсырья», – говорит она.