Бывшие вице-министры энергетики Гани Садибеков и Бакытжан Джаксалиев протестуют против признания потерпевшим по их уголовному делу министерства экологии, геологии и природных ресурсов.
«Министерство энергетики до конца досудебного расследования являлось потерпевшей организацией, потом внезапно появляется министерство экологии: люди не знакомы с материалами уголовного дела, сейчас они будут знакомиться со 170 томами. Мы считаем, что для чистоты процесса потерпевшей стороной должно оставаться прежнее министерство», – сказал журналистам адвокат Серик Амангалиев.
В четверг в Нур-Султане продолжился судебный процесс над двумя бывшими вице-министрами энергетики Садибековым и Джаксалиевым, а также еще шестью фигурантами дела о хищениях при проведении очистки озера Карасу в Боровом в 2015-м и в 2017 годах. Судебный процесс начался в декабре прошлого года, Садибекова подозревают в хищении бюджетных средств в сумме 1 млрд тенге, Джаксалиева – в причинении государству ущерба на сумму более 740 млн тенге.
На заседании 9 января прокурор ходатайствовал признать потерпевшей стороной по делу вместо министерства энергетики образованное в июне прошлого года минэкологии. Обвинение аргументировало это тем, что после реорганизации все полномочия, которые относятся к делу, а также финансовые документы и отчеты по делу передали министерству экологии. С этим не согласна сторона защиты.
«Это вопрос уголовно-процессуальный. Ущерб, по мнению обвинения, был нанесен минэнерго, а не минэкологии, которого не существовало», – отмечает адвокат Даурен Дуанбек.
Дела двух экс-заместителей министра были объединены в суде, поскольку речь идет о правонарушениях, совершенных при проведении одного и того же конкурса по госзакупкам в разные годы. Помимо этого, конкурс оба раза выигрывало одно и то же предприятие – ТОО «Аймак», которое и занималось очисткой озер в Боровом. По версии следствия, Джаксалиев покровительствовал этой компании при проведении конкурса, Садибеков с ее же помощью похитил часть бюджетных средств.
Однако адвокат Садибекова Альмира Шайхина подчеркивает, что ее клиент не признает выдвинутых обвинений, причем по всем пунктам.
«Мой подзащитный абсолютно не согласен с предъявленным обвинением. Мы считаем, что никакого ущерба не было, государственная программа по очистке озер выполнялась точно в соответствии с законом, на основании разработанных проектов, утвержденных государственной экспертизой, одобренных республиканской бюджетной комиссией, профинансирована в соответствии с действующим законодательством. Работы шли в точном соответствии с проектно-сметной документацией, оплата была по проектно-сметной документации, объемы работ выполнены, подтверждаются физически, в этом убедилось следствие. Поэтому обвинение совершенно излишне», – заявила она.
По ее словам, Садибеков внес корректировку в ранее разработанный проект очистки озер. Адвокат утверждает, что в ходе двух лет следствия (Джаксалиева и Садибекова арестовали в 2018 году) обвинение убедилось в том, что преступления не было, но признать этот факт теперь не может. Главным аргументом этого юрист считает финансовые документы, согласно которым, по ее словам, все объемы работ, которые были оплачены государством, по факту были выполнены.