Несколько лет подряд мир стремился к единству в области технологий. Теперь он откатывается назад, наподобие времен войны стандартов, VHS против Betamax, но последствия нынешней войны намного серьезнее.
Представьте себе две страны с совершенно разными типами оборудования и программного обеспечения для интернета, электронных устройств, телекоммуникаций, даже социальных сетей и приложений для знакомств.
Именно в этом направлении движутся США и КНР – к миру, в котором две глобальные державы имеют взаимно несовместимые технологические системы.
Раскол между двумя странами тревожит самых известных представителей технологической отрасли: так, соучредитель Microsoft Билл Гейтс и соучредитель Alibaba Group Джек Ма оба назвали его непродуктивным для обеих сторон. Ранее в этом месяце США и Китай подписали соглашение о первой фазе торговой сделки, что, может, и облегчило более общие, краткосрочные экономические опасения, однако глубоко укоренившееся недоверие в обеих странах наводит на мысль, что в наступающем десятилетии технологическая пропасть только увеличится.
Изначально борьба сосредоточилась в индустрии телекома: США активно пытались внести Huawei в глобальный черный список из-за опасений о возможном шпионаже и кибератаках. Но потом борьба переросла в куда более масштабный конфликт, который изменил практически каждый аспект технологического сектора по обе стороны Тихого океана. Компания Huawei ответила тем, что полностью вывела из США цепочку поставок.
Китай наращивает производство полупроводников и потребительской электроники без использования американских компонентов после того, как Вашингтон запретил американским компаниям поставлять их Китаю. Что касается социальных сетей, в ноябре администрация Трампа начала расследование против базирующейся в Пекине ByteDance, которая создала популярный видеохостинг TikTok. Поводом послужили опасения о национальной безопасности в области сбора пользовательских данных, а также предполагаемая цензура контента, критикующего власти Китая. А в марте 2019 г. Вашингтон предписал китайской компании Beijing Kunlun Tech продать Grindr – приложение для знакомств геев – из опасений, что Китай может использовать данные приложения, чтобы шантажировать американцев, имеющих допуск к секретной информации.
Представитель TikTok ранее заявил, что китайское правительство не обращалось к компании с просьбой о цензуре контента, и что политика компании по модерации контента свободна от любого влияния правительства. Связаться с Kunlun для целей этого материала не удалось.
Американскую сторону конфликта питают не только тревоги о шпионаже, кибербезопасности и шантаже, но также опасения о том, что США сдают позиции в гонке с Китаем по развитию и введению новейших технологий, включая ИИ.
«Администрация Трампа использует довольно обширное и нетрадиционное определение «национальной безопасности», чтобы помешать китайским компаниям, которые разрабатывают всё – от чипов памяти до социальных сетей, – говорит аналитик отрасли технологий из Пекина Дэн Ван, работающий в исследовательской фирме Gavekal Dragonomics. – В более долгосрочной перспективе стратегическое решение для китайских компаний простое: развить технологические возможности до такой степени, чтобы не так полагаться на поставки из США».
Годы конфликта
История этого технологического раскола насчитывает по меньшей мере десять лет, когда Китай нанес один из первых ударов и ввел цензуру поисковых результатов Google. Компания по сути ушла с китайского рынка в 2010 году, и началась эра двух интернетов: один для Китая и другой для всего остального мира. На фоне недоступности в Китае Google и Facebook граждане страны обратились к отечественным продуктам, таким как поисковик Baidu и приложение от Tencent Holdings WeChat – мессенджер, соцсеть и платежная система в одном флаконе. Эти китайские техногиганты оказывают официальному Пекину помощь, так как подвергают цензуре чувствительный контент и мониторят повседневную жизнь китайских граждан. Baidu и Tencent не ответили на запросы о комментарии для данной статьи.
Основной фокус сместился в область телекоммуникаций в 2012 году, когда Конгресс практически запретил Huawei вести бизнес в США, так как пришел к заключению, что китайская компания не сможет отклонить гипотетический приказ Пекина о шпионаже или проведении кибератаки. Huawei отрицает, что может использовать свои продукты для шпионажа или кибератак с санкции Пекина.
Год спустя Эдвард Сноуден организовал утечку документов, согласно которым Национальное агентство безопасности США могло взламывать телекоммуникационное оборудование производства и Huawei, полагающейся на американские компоненты, и Cisco Systems, одного из гигантов Кремниевой долины. По словам аналитиков, это могло подвигнуть Пекин к тому, чтобы снизить зависимость китайских компаний от США.
Наконец эти стычки вылились в полномасштабную технологическую войну вскоре после вступления Трампа в должность президента в 2017 году. В конфликте было два фронта сражений: торговля и национальная безопасность. По торговле Трамп ввел тарифы на китайский импорт из-за якобы недобросовестной торговой практики Китая – например, принуждения американских компаний к раскрытию ноу-хау в обмен на доступ к рынку Китая. Первая фаза торговой сделки не решила эту проблему. Что касается национальной безопасности, администрация Трампа предприняла шаги, чтобы помешать Huawei и замедлить прогресс Китая в сфере технологий, особенно имеющих военное применение. Должностные лица США подчеркнули, что Huawei, ByteDance и некоторые другие компании подвергаются таким тщательным проверкам из-за вопросов нацбезопасности, не связанных с торговлей.
«В 2017 году администрация президента впервые отнеслась к этой проблеме серьезно и начала принимать меры, которые радикально изменят положение дел», – говорит Роберт Сполдинг, который служил в Совете национальной безопасности Белого дома с 2017 по 2018 годы.
Опасения американской стороны
Белый дом попытался осложнить производство оборудования Huawei, ограничив поставки компонентов со стороны американских компаний. Вашингтон также попытался перекрыть поток передовых компьютерных технологий в Китай, чтобы помешать его усилиям по созданию первых суперкомпьютеров нового поколения.
Опутанные сетями мировых цепочек поставок, многие американские технологические компании противятся попыткам разъединить США и Китай. В частности, есть что терять в этой войне производителям полупроводников, так как Китай является одновременно производственным центром и растущим рынком для компьютеров, смартфонов и другой электроники, содержащей американские чипы. В 2018 году США экспортировали в Китай чипы на сумму почти $7 млрд – намного больше, чем импортировали из Китая.
Закручивание гаек в торговле вынуждает Китай развивать свою собственную полупроводниковую отрасль и находить новых, не-американских поставщиков – и Китай уже начал это делать, что негативно отражается на прибыли американских производителей. Huawei недавно выпустила смартфон без американских компонентов, Mate 30, – пару лет назад это было бы невероятно.
«В отрасли определенно наблюдается разветвление, и по моему мнению, полупроводниковые компании США очень обеспокоены, – говорит Гендель Джонс, глава отраслевой консалтинговой фирмы International Business Strategies в Лос-Гатос, Калифорния. – Китайские компании становятся сильнее – доля пирога американских компаний становится меньше».
Администрация Трампа, однако, в основном игнорировала опасения отрасли. После введения в прошлом году запрета на торговлю с Huawei Белый дом разрешил компаниям подавать заявки на лицензии, чтобы продолжить торговлю с гигантом телекома. Но заявки многих компаний не были одобрены, а решения по ним принимались медленно, говорят люди, знакомые с этим процессом.
В социальных сетях линия фронта выглядит иначе. Там подозрения США в основном сосредоточены вокруг предполагаемой слежки через приложения и продвижения китайской политической повестки, вроде блокировки видео и публикаций, где Пекин представлен в негативном свете.
Администрация Трампа усилила давление в этой сфере, угрожая помешать китайским компаниям создать базу американских пользователей. Сюда относятся и проверки TikTok на угрозу национальной безопасности, и требование, чтобы компания Kunlun продала приложение для геев Grindr.
Раскола не избежать?
Даже если Китай и США снова наладят отношения и покончат с затянувшимся торговым конфликтом, аналитики считают, что взаимное недоверие практически гарантированно приведет к тому, что мир технологий продолжит развиваться двуполярно. Китай разрабатывает собственную полупроводниковую отрасль и может конкурировать с США в Европе и на других рынках. США могут искоренить китайскую технику и смартфоны со своего рынка – и попробовать убедить своих союзников сделать то же самое.
В таком мире гонка за технологическое превосходство может иметь высокие ставки: победитель получит в награду более сильную экономику и больше мирового влияния, чем можно выиграть на менее разобщенном рынке.
Кто выиграет в гонке технологий – в любом случае пока вопрос открытый. Китай, может, и отстает пока, но некоторые наблюдатели отмечают, что он быстро нагоняет Америку в той отрасли, возможно, являющейся следующим рубежом: Китай тратит десятки миллиардов долларов на исследования в области ИИ, которые могут оказаться ключом к следующей технологической революции.
По словам Роберта Сполдинга, Америка обеспокоена тем, что Китаю принадлежат популярные приложения, еще и потому, что благодаря им китайские компании получают больше данных, которые могут использовать для улучшения своих ИИ.
Гендель Джонс подчеркивает важность ИИ для обеих стран.
«У развития искусственного интеллекта высокий приоритет, мы также считаем, что ИИ – важное конкурентное преимущество в таких областях, как автономное вождение, виртуальная реальность, дополненная реальность и даже здравоохранение, – сказал он. – Мы считаем, что ИИ сыграет ключевую роль в определении победителя и проигравшего в следующие 5 – 10 лет».