Что происходит на рынке сжиженного нефтяного газа

Опубликовано
В Мангистауской области добились установления предельных цен на газ

Казахстан с 2021 года должен полностью перейти на рыночное образование цен на сжиженный нефтяной газ (СНГ). Сейчас через биржу, то есть на рыночных условиях, продается 20% объема внутренних поставок. Опасаясь колебаний рыночной цены, власти Мангистау­ской области добились установления предельных цен на газ даже на электронных торгах. Но правило действует только для этого региона. 

«Если сейчас у нас есть гарантированный объем поставляемого газа, то после стопроцентного перехода на торговлю через электронные торговые площадки (ЭТП) этого объема не будет. Я теряю выгоду, смысл мне заниматься этим бизнесом?» – говорит владелец автогазозаправочной станции (АГЗС) в Актау Даригул Нурсултанов. На гарантированный объем СНГ по гарантированной цене при продаже газа через электронную торговую площадку действительно рассчитывать не приходится – чем больше спрос, тем выше там поднимется цена. При этом Нурсултанову необходимо сохранять стоимость газа на своей АЗС в пределах 55 тенге – такой меморандум владельцы заправок подписали с властями Мангистау­ской области.

Причины для рынка

Казахстан начал поступательный переход к торговле СНГ на рыночных условиях год назад. Тогда на бирже продавалось только 5% от общего объема поставок СНГ на внутренний рынок, до конца 2019 года этот объем достиг 15%, а в физическом выражении – 19,6 тыс. т в месяц. Полный переход на торговлю СНГ через биржу произойдет еще через год – 1 января 2021 года. Переход на рыночное образование цен на сжиженный нефтяной газ обусловлен двумя основными факторами. Первый – это формирование общего рынка газа ЕАЭС в 2024 году. Покупка и продажа этого продукта будет осуществляться на конкурсной основе внутри ЕАЭС, и это значит, что к тому времени цена СНГ на внутреннем казахстанском рынке должна достигнуть паритета с ценами на рынках России, Беларуси и т. д. 

«В противном случае мы получим существенный отток казахстанского сжиженного нефтяного газа и, как следствие, дефицит для внутреннего потребителя. К примеру, в России цена на СНГ превышает 135 тыс. тенге за тонну, что для нас должно являться в определенной степени верхним порогом», – говорит директор департамента по развитию неф­тегазовой и энергетической отраслей Ассоциации KAZENERGY Яромир Рабай.

На рыночных условиях, как уже упоминалось, пока продается только пятая часть потребляемого Казахстаном сжиженного нефтяного газа. «Остальной требуемый объем СНГ реализуется в рамках ежемесячного плана поставок по предельным оптовым ценам для каждого производителя, которые должны реализовать утвержденный объем в тот или иной регион», – объясняет Яромир Рабай. Государство регулирует цену на остальной объем, производитель должен продавать СНГ примерно за 38,7 тыс. тенге за 1 т. И для многих заводов это автоматически означает работу в убыток, себестоимость газа в РК в зависимости от завода-производителя варьируется в пределах от 44 до 80 тыс. тенге за 1 т. Например, в ТОО «КазГПЗ» (Мангистауская область) себестоимость тонны сжиженного нефтяного газа составляет около 40 тыс. тенге.

При этом 80%, или около 11,5 тыс. т производимого газа, предприятие продает по установленной Минэнерго цене, а через биржу – 3 тыс. т. «В течение 10 лет мы копим убытки, сколько конкретно, я сказать не могу, так как это коммерческая тайна», – сетует генеральный директор ТОО «КазГПЗ» Накберген Тулепов. КазГПЗ и другие производители обратились в Минэнерго с просьбой поднять предельную цену на газ. 

Сейчас стартовая цена на СНГ на бирже – около 43,4 тыс. тенге. Дальше – торговые сессии, своего рода аукцион, где участники сами назначают цену. «Это нужно, чтобы завод функционировал стабильно, мы о модернизации даже не говорим, хотя бы удержаться в точке безубыточности», – говорит руководитель КазГПЗ и добавляет, что производители анализировали рынок и считают, что цена на СНГ на электронных торговых площадках должна составлять от 45 тыс. до 70 тыс. тенге за 1 т. Это и есть вторая причина либерализации цен на СНГ – рыночный подход должен поддержать производителей и повысить инвестиционную привлекательность отрасли.

Формат торговли – электронный

Сейчас торговля СНГ ведется на трех торговых площадках. Продавать и покупать могут собственники и производители газа, газосетевые организации (ГСО), которые занимаются оптовой и розничной реализацией газа, промышленные потребители, закупающие газ для использования в качестве топлива или сырья в производстве, и даже владельцы АГЗС, если они имеют предусмотренную законом инфраструктуру для хранения сжиженного газа.

Производителей и собственников СНГ в республике 13 – это три нефтеперерабатывающих завода, нефтяные компании «Тенгизшевройл», «СНПС-Актобемунайгаз», «КазГермунай», «Казахойл-Актобе» и другие. Покупателей, включая ГСО и АГЗС, несколько сотен. Иностранные компании к покупке СНГ пока не допускают. 

В АО «Товарная биржа «Евразийская Торговая Система» (ЕТС) сообщили, что вступительный членский взнос (единовременный сбор) для участников торгов составляет 450 тыс. тенге. Биржевой сбор за регистрацию сделок, заключенных в режиме двойного встречного аукциона: 0,0625% от суммы сделки. По данным на 20 января 2020 года, в торгах на ЕТС участвует 36 продавцов и 94 покупателя. С момента введения рынка СНГ, то есть с 5 февраля 2019 года по 1 января 2020 года, на товарной бирже ЕТС было совершено более 1,1 тыс. сделок на сумму свыше 4,6 млрд тенге и реализовано более 74,5 тыс. т сжиженного нефтяного газа. Для сравнения: общий объем производства СНГ в стране в прошлом году – 3,2 млн т, объем внутреннего потребления – более 1,3 млн т. По оценке представителя Ассоциации KAZENERGY, внутреннее потребление СНГ ежегодно растет, в большей степени благодаря увеличению количества автомобилей на газовом топливе. Но наращивать объемы производителям СНГ при фиксированной цене на газ просто невыгодно. 

Практическое применение

Сегодня республика ежемесячно использует на внутреннем рынке 110 тыс. т СНГ. Самый большой объем потребления приходится на Мангистаускую область – 19 тыс. т. Расположенный там КазГПЗ может производить за месяц только 14,5 тыс. т, остальной объем завозится из соседней Актюбинской области. Средняя цена на заправках области – 55–60 тенге за 1 л газа.

В начале января АГЗС в Жанаозене подняли цену на газ до 80 тенге за 1 л. Власти региона позвали владельцев заправок за стол переговоров и убедили их подписать меморандум о понижении цены до 55 тенге. Главным аргументом была закупочная цена – по мнению властей, она составляет 29 тенге за литр. 

Директор газосетевой компании SK LTD KZ Бауржан Утаров рассказывает, что его предприятие продает газ автозаправкам по 50 тыс. тенге за 1 т – в пересчете на литры это 28 тенге за 1 л топлива, что в целом подтверждает расчеты региональных властей. Утаров, правда, отмечает, что в начале января поучаствовал в торгах на ЭТП и убедился, что стоимость газа на бирже может подниматься бесконечно. Компании удалось купить всего 200 т, поскольку цены подскочили до 92–94 тыс. тенге за тонну. 

«На первых порах на ЭТП цена за тонну газа доходила до 90 тыс. тенге, поэтому мы договорились с Министерством энергетики, учитывая огромную зависимость области от газа, установить порог цены на торгах», – объясняет первый заместитель акима Мангистауской области Алихан Краубаев.

В результате на ЭТП теперь тоже есть предельная цена за тонну, она составляет 69,8 тыс. тенге. Правда, действует этот порог только для мангистауских покупателей, поскольку сжиженный нефтяной газ в регионе – своего рода социальный продукт.

В Мангистау почти 80% автомашин ездят на газе, в остальных областях доля таких машин составляет 10–30%. В торговле сжиженным неф­тяным газом на ЭТП есть нововведения, которые коснулись всех – рост цены запроса от производителей теперь должен быть не более 10% во время одной торговой сессии. А чтобы исключить ситуацию, когда весь газ выкупает один клиент, введено правило «один участник вправе приобретать не более 10% от общего объема».

Рынок сам решит?

«Если газосетевая организация будет покупать газ на ЭТП дороже, то и мы будем приобретать его дороже», – говорит владелец автозаправки Даригул Нурсултанов, чьи сомнения в целесообразности продолжения бизнеса озвучены в начале текста. Нурсултанов посчитал, что любое повышение закупочной цены газа приведет его к убыткам. Сейчас он ежемесячно тратит 3 млн тенге на покупку 60 т СНГ (50 тыс. тенге за 1 т, 28 тенге за 1 л). Выручка от розничной продажи газа по цене в 55 тенге за литр составляет 5,6 млн тенге (1 т = 1700 л СНГ), а расходы, включая транспорт, зарплатный фонд и прочее – 4,7 млн тенге. После уплаты налогов прибыль составляет чуть более 700 тыс. тенге. И у актауского владельца газовой автозаправки есть все основания сомневаться, пока розничная цена газа в 55 тенге за литр закреплена меморандумом заправщиков с властями, а оптовую рыночную цену диктует рынок, пусть пока и «подрегулированный».

Поскольку рынок СНГ в Казахстане только формируется, экономист и директор ТОО «OilGasProject» Жарас Ахметов не исключает, что будут случаться разовые скачки или, наоборот, падения цен. Собеседник «Курсива» напоминает, что в республике, согласно законодательству о газе и газоснабжении, о недрах и недропользовании, есть ограничения на сжигание попутного газа. Это значит, что производитель нефти обязан заняться переработкой попутного газа, а потом его реализацией. Но государственное регулирование цен на рынке дестимулирует переработку. «Компаниям легче будет дать взятку и получить квоту на сжигание, чем тратиться на переработку газа, а потом продавать его дешево. То есть в конечном счете это все влияет и на объемы добычи нефти», – отмечает эксперт. 

Ахметов добавляет, что рыночные спрос и предложение сами сформируют справедливую цену на СНГ: «В идеале весь объем сжиженного газа на внутреннем рынке должен продаваться через торговые площадки. А установление любых пороговых цен, будь то нижние или верхние, ведет к спекуляции или к исчезновению продукта. Продукт исчезнет, потребитель пострадает еще больше».

0001_20.jpg

Читайте также