Австралия будет экспортировать свою солнечную энергию в Азию
По данным Australia Institute, Австралия является третьим крупнейшим экспортером ископаемого топлива в мире, уступая только России и Саудовской Аравии. На фоне усугубляющегося изменения климата это выливается в ожесточенные дебаты. Экономика страны сильно зависит от экспорта угля и природного газа, которые при сжигании выделяют огромные объемы парниковых газов. Пока что «Зеленый континент» не экспортирует возобновляемую энергию (ВЭ), однако это может измениться благодаря новому амбициозному проекту, сообщают эксперты из Австралии.
Проект Sun Cable («Солнечный кабель») предусматривает создание солнечной электростанции возле города Теннант-Крик в Северной территории Австралии. СЭС мощностью 10 гигаватт, способная запасать 22 гигаватт·часа, раскинется на площади в 15 тыс. гектаров. Вырабатываемая ей электроэнергия будет питать столицу штата Дарвин, а также экспортироваться в Сингапур через кабель длиной 3800 км, проложенный по дну океана.
Sun Cable и другие подобные проекты, находящиеся в разработке, позволят задействовать обширные ресурсы возобновляемой энергетики Австралии. Они обещают предоставить альтернативу экспорту угля, железной руды и газа.
Эксперты по развитию восточноазиатской энергетики приветствуют этот проект. Он может возглавить зарождающийся в Австралии экспорт ВЭ, создать новые отрасли обрабатывающей промышленности и рабочие места в строительстве. Важнее всего то, что благодаря ему экономика Австралии может войти в русло независимости от углеводородов.
Долгосрочная экономическая выгода
Группа австралийских девелоперов анонсировала Sun Cable в прошлом году. Сторонники проекта заявляют, что к 2030 году он будет обеспечивать 20% электроэнергии Сингапура и что он вытеснит значительную долю ископаемой энергетики в Дарвине.
Чтобы экспортировать электроэнергию, будет проложен кабель постоянного тока высокого напряжения (HVDC), который соединит Северную территорию Австралии и Сингапур. Кое-где в мире HVDC-кабели уже используются для передачи энергии на дальние расстояния. Один такой кабель соединяет центральный Китай с восточными морскими городами, такими как Шанхай. Более короткие кабели используются в европейских интерконнекторах – межгосударственных линиях электропередачи. То, что передача энергии на большие расстояния через HVDC-кабели уже доказала свою эффективность, говорит в пользу Sun Cable.
Кроме того, себестоимость производства солнечной энергии резко снижается. А низкая предельная себестоимость (себестоимость каждой последующей единицы) производства и транспортировки ВЭ – это еще одно преимущество данного проекта.
Привлечение бизнеса
Sun Cable также задействует местную индустрию высоких технологий. Так, разработчики проекта заключили контракт с сиднейской компанией 5B для ускорения строительства своей СЭС. 5B будет предварительно собирать солнечные панели и доставлять их на место в контейнерах – готовыми к быстрой установке.
Власти Северной территории также оказывают поддержку Sun Cable, присвоив ему статус «крупного проекта»: это поможет устранить возможные барьеры для инвестиций и общественного одобрения.
По всей Австралии появляются аналогичные планы по экспорту ВЭ, например, проект «Мерчисонский возобновляемый водород» в Западной Австралии. Энергия солнца и ветра будет использоваться для производства водорода, который затем будет транспортироваться в Восточную Азию в жидком виде.
Также в разработке – проект «Азиатский центр возобновляемой энергии» мощностью 15 ГВт, в рамках которого в регионе Пилбара в Западной Австралии будет вырабатываться возобновляемый водород и также отправляться на экспорт и на местные предприятия.
Эти проекты соответствуют амбициозной стратегии властей Западной Австралии по производству возобновляемого водорода, согласно которой чистый водород должен стать движущей силой экспорта штата в будущем.
Надежные решения
Генерация и передача энергии из возобновляемых источников позволяет избежать рисков энергетической безопасности, являющихся бичом ископаемой энергетики. В проектах ВЭ используются не ископаемые виды топлива, а устройства – солнечные элементы, ветряные турбины, аккумуляторы. Всё это способствует энергетической безопасности, то есть бесперебойной подаче энергии в достаточном объеме и по доступным ценам.
Австралия контролирует свое производство, и хотя солнце не светит ярко каждый день, объем солнечного излучения в динамике поддается прогнозированию. И напротив, поставки нефти, угля и газа ограничены и сильно подвержены геополитической напряженности: в сентябре 2019 года произошли атаки на крупные нефтяные объекты Саудовской Аравии, которые повлияли на 5% мировых поставок нефти.
Укрепление международных связей
Помимо экспорта электроэнергии с собственной СЭС Sun Cable также сможет генерировать прибыль, позволяя другим проектам экспортировать электричество в Азию через совместное использование инфраструктуры.
Это будет стимулировать экспорт ВЭ в будущем, особенно в страны АСЕАН, испытывающие большую потребность в энергии – Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур и Таиланд.
Таким образом Австралия может укрепить экономические связи со своими соседями из АСЕАН и, что немаловажно, снизить экспортную зависимость от Китая. Сейчас доля Китая в общем экспорте Австралии составляет почти 40%.
Облака на горизонте
Как и любому крупному проекту, «Солнечному кабелю» предстоят различные испытания.
Самым серьезным финансовым препятствием для проекта стоимостью в 20 млрд австралийских долларов стали начальные капитальные затраты. В ноябре 2019 года австралийские инвесторы-миллиардеры Майк Кэннон-Брукс и Эндрю Форрест предоставили первоначальное финансирование на сумму до 50 млн австралийских долларов. По словам Кэннон-Брукса, хоть Sun Cable и кажется «совершенно безбашенным проектом», с технической точки зрения он достижим.
Помимо того, что необходимо привлечь остальной капитал, проект должен соответствовать стандартам объединения энергосистем и требованиям безопасности, чтобы возвести необходимую инфраструктуру.
Кабель, вероятно, будет проложен по морскому дну в водах Индонезии, а значит, его прокладка потребует стратегических международных переговоров. Представители горнодобывающей отрасли также намекают, что кабель может представлять угрозу национальной безопасности, так как по нему можно будет отправлять и получать «технические и потребительские данные». Пока эти опасения нельзя подтвердить или опровергнуть.
Однако ни одно из этих препятствий не является непреодолимым, а значит, в течение десятилетия Sun Cable может сделать экспорт австралийской ВЭ реальностью.
Проект планируется завершить в 2027 году.