IPO государственной нефтегазовой компании Saudi Aramco сделало ее самой дорогой компанией в мире – дороже, чем такие технологические гиганты, как Microsoft и Apple. Саудовская Аравия продала всего 1,7% акций предприятия, заработав при этом около $30 миллиардов. Но это IPO не принесло владельцам Saudi Aramco ожидаемой прибыли.
Что известно о самой дорогой компании мира? Во-первых, Saudi Arabian Oil Company (полное название компании) – самый крупный производитель углеводородов на планете. В 2018 году она добывала 10,3 млн баррелей нефти в сутки, то есть каждая восьмая добытая в мире бочка углеводородного сырья пришлась на долю этой компании. По итогам того же года компания получила самую большую чистую прибыль – свыше $111 млрд, что на треть превышает вместе взятую чистую прибыль пяти крупнейших нефтедобывающих компаний мира: ExxonMobil, Shell, BP, Chevron и Total. Во-вторых, компания управляет самыми большими доказанными запасами углеводородов – 256,9 млрд баррелей нефтяного эквивалента.
«По состоянию на 31 декабря 2018 года доказанные запасы компании были примерно в пять раз больше, чем совокупные доказанные запасы пяти основных международных нефтяных компаний», – говорится в проспекте, выпущенном Saudi Aramco перед IPO.
И, в-третьих, компания – главный производственный актив Королевства Саудовская Аравия (КСА) – страны, претендующей на лидерство на Ближнем Востоке и являющейся стратегическим партнером США в этом беспокойном регионе. При этом в появлении этого нефтяного гиганта не последнюю роль сыграли именно американские нефтяники.
«Колодец процветания»
Saudi Aramco ведет свою историю с 1933 года. Тогда было подписано концессионное соглашение между КСА и американской Standard Oil of California (SOCAL), одной из преемниц нефтяной корпорации Standard Oil, основателем которой был известный миллиардер Джон Рокфеллер (позже SOCAL была переименована в Chevron). Была создана дочерняя компания-оператор, которая получила название California Arabian Standard Oil Company (CASOC). В 1935-м начались разведочные работы, а через три года на месторождении Даммам на глубине 1400 м была обнаружена нефть. Началась ее коммерческая добыча. Запасы месторождения, названного «Колодцем процветания», были оценены в 142 млн т нефти и 74 млрд куб. м газа. Именно с Даммам для Саудовской Аравии началась нефтяная эпоха.
К 1958 году добыча сырой нефти в королевстве достигла 1 млн баррелей в сутки. За этот период был построен 1200-километровый Трансаравийский нефтепровод, который связал восточную часть Саудовской Аравии со Средиземным морем, что резко сократило время и стоимость экспорта нефти в Европу. В это же время на саудовской части Персидского залива было открыто крупное морское месторождение Сафания, чьи доказанные запасы на сегодняшний день превышают 34 млрд баррелей нефтяного эквивалента.
За все время существования арабо-американской компании ее совладельцами успели также побывать Texaco, Exxon и Mobil. Однако саудовцы постепенно выкупили компанию у американцев. Сначала CASOC была переименова в Арабско-американскую нефтяную компанию. Затем штаб-квартира компании переместилась из Нью-Йорка в Дахран. В 1973 году королевство приобрело первоначальную долю участия в концессии в размере 25%, а уже в следующем году она была увеличена до 60%. Окончательно национализировать компанию удалось в 1981-м. Спустя семь лет Arabian American Oil Company была переименована в Saudi Arabian Oil Company (Saudi Aramco).
Компания вкладывала средства не только в добычу – она приобретала и готовые нефтеперерабатывающие заводы. Сегодня перерабатывающие мощности Saudi Aramco составляют 4,9 млн баррелей в сутки. В 2018 году при общей выручке $355,9 млрд доля доходов, поступивших от газохимии и нефтепереработки, достигла 44%. Компания не намерена останавливаться на этом и все больше заинтересована в диверсификации производства.
Почему зашла речь об IPO
О планах КСА уйти от нефтяной зависимости говорилось в течение многих лет, но переход к решительным действиям произошел лишь после того, как в 2016 году цены на нефть рухнули до 12-летних минимумов и королевство лишилось большей части поступлений в иностранной валюте. Тогда было объявлено, что КСА рассматривает возможность продажи части акций Aramco через IPO, чтобы вложить вырученные деньги в развитие отраслей, не связанных с нефтью. Кроме того, была принята долгосрочная программа развития королевства Vision-2030, которая представляет собой всеобъемлющий план экономических реформ. Спустя несколько месяцев наследный принц, заместитель премьер-министра и министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман сообщил, что стоимость Saudi Aramco оценивается в $2 трлн, поэтому, продав 5% акций компании, правительство намерено выручить $100 млрд.
Не все в королевстве были в восторге от предстоящих реформ и планируемой продажи доли в национальной компании. Нефтяники объясняли принцу, что Aramco тратит $5 на добычу одного барреля нефти, а затем продает ее в 10–20 раз дороже.
«Куда еще Саудовская Аравия может инвестировать деньги, чтобы получать такую прибыль?» – недоумевали они.
Министр энергетики КСА Халид аль-Фалих, по информации The Wall Street Journal, сказал принцу, что самая престижная компания королевства станет уязвимой для судебных исков акционеров в соответствии с американскими законами и потенциальными действиями нью-йоркской Генеральной прокуратуры, которая подала в суд на американские нефтяные компании за сокрытие информации об изменении климата. К тому же он считал, что низкие цены на нефть не принесут хорошей стоимости для компании, и предлагал повременить с IPO.
В августе 2018 года было объявлено, что по решению короля Саудовской Аравии отменяется IPO. Но не реформы. Еще осенью 2017-го свыше 300 высокопоставленных лиц – принцев, бизнесменов и чиновников – были задержаны в рамках антикоррупционного расследования и заключены под стражу в гостинице Ritz-Carlton в Эр-Рияде. Часть задержанных сумела доказать свою невиновность, но большинству пришлось признать вину, согласиться на внесудебное урегулирование и заплатить в общей сложности более $100 млрд в виде компенсаций за нанесенный государству ущерб. Подданные королевства были в восторге от таких реформ, но были шокированы, когда правительство в одночасье удвоило в стране цены на бензин, воду и энергию, что привело к сокращению потребительских расходов и негативно сказалось на частном секторе.
Реформы ради
Тем не менее основной массе населения королевства, 60% которого составляет молодежь в возрасте до 30 лет, понравились социальные перемены в стране. Женщинам разрешили управлять автомобилем, был снят запрет на показ фильмов и спектаклей, проведение спортивных мероприятий. Согласно Vision-2030, только в 2020 году планируется открыть около 150 художественных галерей, кинотеатров, аквапарков, музеев, публичных библиотек и так далее. План развития предусматривает также реформу жилищной отрасли, финансового сектора, налогового законодательства. Кроме того, правительство намерено построить на северо-западе страны, на побережье Красного моря, футуристический город Неом общей площадью более 25 тыс. кв. км. Стоимость проекта составит $500 млрд. Наследный принц Мухаммед бин Салман считает, что Неом поможет королевству стать страной XXI века и обещает, что государство теперь будет исповедовать более умеренную форму ислама и станет открытым для религий и традиций всего мира.
Для реализации всех этих замыслов нужно много денег. Получить их можно через приватизацию части государственной собственности – и вопрос IPO Saudi Aramco был решен. В декабре в ходе первичного размещения инвесторам за $25,6 млрд было продано 1,5%, или 3 млрд акций компании по цене $8,53 за одну акцию. В результате Aramco была оценена всего лишь в $1,7 трлн, что, однако, превысило стоимость таких дорогих компаний мира, как Microsoft или Apple. Размещение произошло только на Саудовской фондовой бирже Tadawul (Эр-Рияд), в торгах участвовали в основном богатейшие семьи КСА, а также фонды из Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов. Спустя некоторое время компания реализовала опцион на 450 млн акций, которые продала за $3,8 млрд, увеличив тем самым размер IPO до $29,4 млрд. Общая стоимость Saudi Aramco была повышена до $1,87 трлн.
Несмотря на высокую прибыльность компании, многие инвесторы отказались от покупки ценных бумаг Aramco. По мнению аналитиков, это может быть связано с тем, что стоимость акций слишком завышена, а компания по-прежнему контролируется властями, и поэтому миноритарные акционеры рискуют не получить желаемых дивидендов.