Бесспорно, Узбекистан сегодня – это не Узбекистан вчера. Страна начала проводить так необходимые ей реформы: принимает новые законы, направленные на облегчение предпринимательской деятельности и привлечение иностранных инвестиций, отменяет визы и разрешает покупать недвижимость иностранцам.
У страны очень богатая история и мощное культурное наследие, которое она готова показать миру. Мы видим правильный вектор развития, взятый правительством.
Но как бы все ни аплодировали новому курсу, пока непонятно, что будет через 5–10 лет. Привлечение инвестиций и развитие бизнеса – это улица с двусторонним движением. Поверят ли иностранные инвесторы? Пойдут ли они в Узбекистан? А придя, не обожгутся ли? Сейчас мы можем только предполагать.
Абсолютно такой же вектор мы наблюдаем и в Казахстане. Правительство прилагает максимальные усилия для упрощения бизнес-среды и привлечения инвестиций. Работа Казахстана в этом направлении получила мировое признание – страна входит в первую тридцатку по легкости ведения бизнеса. Тем не менее высокий рейтинг не гарантировал Казахстану сильного притока инвестиций в сферы, не касающиеся ресурсной/добывающей промышленности.
Аппетит на экономики развивающихся стран уже не такой сильный, как был 15–20 лет назад. Время, когда инвесторы сами летели в страну и стояли с деньгами в очереди, чтобы вложить их в развивающийся рынок, прошло. И, скорее всего, прошло безвозвратно. Сейчас инвестиции надо завоевать: предложить инвестору то, чего нет у другой развивающейся страны, и убедить его в том, что лучше вкладывать здесь и сейчас.
Узбекистан показывает рост прямых иностранных инвестиций, но и здесь практически все вложения – в добывающий сектор. Основные инвестиции в недвижимость страны делают местные компании, которым по факту принадлежит почти 100% рынка. На рынке недвижимости почти нет иностранных игроков. Многие компании из Азии, в первую очередь из Кореи, смотрят на рынок, но дальше исследований или небольших тестовых проектов дело пока не идет. Турецкие компании, которые традиционно чувствуют себя комфортно на центральноазиатских рынках, тоже не спешат. У всех позиция wait and see – «поживем – увидим». Нет ни одного якорного известного девелопера или фонда, инвестирующего в недвижимость. Появятся ли в стране инвестиции в экономику, отличную от сырьевой, или Узбекистан повторит путь Казахстана?
Локальная покупательная способность в Узбекистане находится на относительно невысоком уровне. Очень большое количество узбекистанцев выехали в Россию и дальнее зарубежье. Они вкладывают свои деньги в экономики других стран, отправляя домой ровно столько, чтобы поддерживать на плаву оставшихся родственников. Одна из приоритетных задач правительства – сделать так, чтобы эти люди захотели вернуться: жить, работать и тратить деньги в Узбекистане. Решение этой задачи станет фундаментом и знаком для инвесторов приходить в страну.
Одна из наиболее одиозных и закрытых стран постсоветского пространства превращается в открытую и привлекательную страну как для туристов, так и, возможно, для инвесторов. Но Узбекистан получил в наследство экономику, которую сложно оценить и понять. От того, как правительство оценит ситуацию и что предпримет, будет зависеть будущее развитие страны: останется ли экономика государственной или станет частной, и это будет свободный рынок.
Узбекистан должен выстроить совершенно новую экономику и встроить ее в глобальные потоки. Мы точно видим, что есть политическая воля сделать страну открытой и привлекательной. Но одного желания в сегодняшнем мире недостаточно. Глава про развивающиеся рынки уже пройдена. Важна имплементация этой воли и построение совершенно новой экономики. А для этого стране нужны управленцы с новым мышлением.