Объективных причин для девальвации национальной валюты Казахстана нет, считают аналитики, опрошенные агентством «Интерфакс-Казахстан».
«Для девальвации особых причин пока нет. Даже ослабление тенге к доллару с 380 до 400 тенге – это всего лишь 5%-ное колебание. В свете происходящего на рынках, где фондовые и сырьевые рынки падают на двузначные процентные величины, то у нас все спокойно. (…) Курс тенге будет двигаться соответственно внешним условиям. Но даже при этом Нацбанк будет ограничивать и смягчать это движение, так что резкой девальвации не будет точно», – считает генеральный директор ТОО «DAMU Capital Management» Мурат Кастаев.
Как отмечает Кастаев, Нацбанк может сдерживать тенге на том уровне, на каком захочет, и делать это на протяжении нескольких месяцев.
«Другой вопрос, есть ли в этом целесообразность. На текущий момент курс доллара ниже 400 тенге, что довольно адекватно изменениям внешней ситуации. По мере развития событий Нацбанк может сглаживать колебания на более низких или высоких уровнях. (…) Нацбанк сегодня показал, что готов действовать решительно, и на данный момент принятых мер и решимости достаточно», – говорит Кастаев.
По его мнению, если текущее падение тенге и шок будет краткосрочным, то дополнительных мер не понадобится. В текущих условиях аналитик ожидает ослабления тенге не больше чем до 415-420 тенге за $1. Текущий курс тенге, на его взгляд, является довольно адекватным.
При этом он отмечает, что при сохранении низких цен на нефть в среднесрочной перспективе, хотя бы в I полугодии, то неизбежен пересмотр бюджета, дополнительные трансферы из Нацфонда и другие стимулирующие меры.
Кастаев не исключает, что ОПЕК+ еще могут договориться 18 марта на заседании техкомитета.
«Текущие низкие цены на нефть невыгодны никому. (…) Нефть еще может вернуться к коридору $40-50 (за баррель. – ИФ-К) уже во II квартале. Тенге среагирует пропорционально нефти и рублю и имеет шанс вернуться к уровням начала года (380-390 тенге)», – считает аналитик.
Если же консенсуса ОПЕК+ не будет, отмечает аналитик, то может реализоваться худший сценарий: нефть продолжит свое падение, которое остановится при условии, если коронавирус пойдет на спад и мировая экономика начнет восстановление.
Управляющий директор ТОО «Сентрас Капитал» Талгат Камаров также не видит оснований для резкого девальвационного скачка курса тенге.
«Нацбанк, как маркет-мейкер, применяет валютные интервенции пока только для сглаживания курса, но не для его удержания на определенном уровне. Это дает основания полагать, что курс все еще формируется рыночным путем. Девальвация может случиться только тогда, когда курс долгое время искусственно удерживается против движения всего рынка. Поэтому оснований для ожидания резкого девальвационного скачка курса сегодня нет», – говорит Камаров.
Он отмечает, что повышение базовой ставки сразу на 2,75% может повысить привлекательность государственных облигаций и вкладов в тенге за счет более высокой доходности.
По мнению аналитика, если участникам нефтяного рынка все же не удастся прийти к взаимному соглашению, то цена на нефть может вернуться к нисходящему тренду вплоть до $30 за баррель сорта Brent.
«В этом случае нефтяной рынок потеряет львиную долю поставщиков сланцевой нефти, у которых себестоимость добычи нефти около $40 за баррель, что сбалансирует рынок в пользу традиционных поставщиков», – отмечает аналитик.
На его взгляд, курс в течение нескольких торговых дней будет на уровне 390-395 тенге за $1.
Аналитик SoftLink Дмитрий Лукашов аналогично не ожидает девальвации тенге, отмечая при этом, что валютный курс пока будет удерживаться вблизи «психологического уровня» – 400 тенге за $1.
«Девальвации я пока не ожидаю. (…) Нацбанк повысил ставку до 12%, что может означать решимость не допустить обвала валютного курса», – прокомментировал Лукашов.
Он полагает, что низкие цены на нефть продолжат оказывать негативное влияние на курс тенге. Как отмечает аналитик, ситуация стабилизировалась благодаря действиям Нацбанка. Однако он не исключает дальнейшего ослабления тенге до 400-405 тенге за $1.
«Если период низких мировых цен продлится до конца (2020. – ИФ-К) года, то я не исключаю и дальнейшего ослабления тенге до 500 за $1», – говорит аналитик.
По его мнению, есть вероятность заключения нового соглашения между ОПЕК+ и независимыми производителями, так как «нефть обвалилась слишком сильно и ряд стран не смогут поддерживать добычу при такой низкой стоимости».
Курс доллара в казахстанских обменных пунктах резко повысился в понедельник, 9 марта, после падения цен на нефть. Затем Нацбанк Казахстана на внеочередном заседании принял решение с 10 марта повысить базовую ставку до 12% с процентным коридором +/-1,5 процентных пункта. Средневзвешенный курс тенге по отношению к доллару США на торгах Казахстанской фондовой биржи (KASE) составил 393,6 тенге за $1, понизившись на 3% по сравнению с 6 марта.