Операторы ядерных установок ответят за возможный ущерб
Возможный ущерб, нанесенный операторами ядерных установок, будет возмещен. Об этом на пленарном заседании мажилиса парламента 11 марта сообщил министр энергетики Нурлан Ногаев.
«Законом Республики Казахстан от 10 февраля 2011 года ратифицирована Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 года. Главная идея Венской конвенции заключается в том, что в случае возникновения ядерного инцидента (аварии) оператор установки обязан возместить причиненный ущерб. При этом минимальный размер суммы по возмещению ядерного ущерба оператором определяет государство. На сегодня в Казахстане на законодательном уровне не регламентированы условия применения положений Венской конвенции 1997 года, а именно: государством не определены ограничения ответственности оператора и не урегулированы вопросы финансового обеспечения и страхования», – сказал он, представляя проект закона «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданско-правовой ответственности в сфере использования атомной энергии».
По его словам, действующее в Казахстане законодательство основано на общей гражданско-правовой ответственности, которая является недостаточной и не адаптированной под специфические ядерные риски, а в республике отсутствует механизм возмещения убытков вследствие ядерной аварии.
Основной задачей законопроекта является обеспечение реализации международных обязательств Казахстана по приведению внутреннего законодательства в соответствие с Венской конвенцией, содействие развитию атомной отрасли путем получения доступа к ядерным технологиям, определение предела ответственности оператора ядерной установки за причинение ядерного ущерба и обеспечение предоставления денежной компенсации пострадавшим в результате ядерного ущерба посредством финансового обеспечения. Для этого в законопроекте вводится гражданско-правовая ответственность за ядерный ущерб и обязательное наличие у операторов ядерных установок финансового обеспечения за такой ущерб.
Проект закона предусматривает использование дифференцированных пределов ответственности операторов ядерных установок за причинение ядерного ущерба исходя из категорий радиационной опасности ядерных установок.
«Вариант установления ответственности на основании категории радиационной опасности ядерной установки является наиболее оптимальным. Предлагается ввести следующие виды и пределы ответственности оператора ядерной установки за причинение ядерного ущерба: для операторов ядерных установок первой категории радиационной опасности (АЭС) – в размере 150 млн СПЗ (СПЗ – специальные права заимствования, используемые Международным валютным фондом, 1 СПЗ = $1,37); для операторов ядерных установок второй и третьей категории радиационной опасности – в размере 5 млн СПЗ, за исключением ядерных установок, находящихся в ведении уполномоченного органа», – сказал Ногаев.
Таким образом, предусмотрено определение государством предела ответственности в зависимости от категории радиационной опасности ядерной установки. Вместе с тем, отметил Ногаев, за все время эксплуатации ядерных установок в Казахстане, включая исследовательские реакторы и завод по переработке урана, «не было ни одного случая» причинения ядерного ущерба третьим лицам.
Также в законопроекте предусмотрено участие государства в возмещении ущерба в случае, если сумма возмещения ядерного ущерба превышает предельную сумму ответственности, которую несет оператор ядерной установки. Устанавливается срок исковой давности по требованиям, связанным с возмещением ядерного ущерба, причиненного жизни и здоровью физических лиц, – 30 лет.
Главный директор по ядерно-топливному циклу и атомной энергетике АО «Казатомпром» Бауржан Ибраев сообщил, что на сегодня широко принята практика создания международных страховых ядерных пулов, в рамках которых в договоры страхования ядерной гражданско-правовой ответственности включены пункты превентивной защиты и затраты на превентивные меры будут покрываться.
«Ульбинский металлургический завод как оператор ядерной установки полностью поддерживает подход к таким превентивным мерам защиты и готов полностью закрыть финансовые потери», – сказал он.