Ресурсы

Таможенников осудили в Шымкенте за систематические взятки

Им инкриминировали почти 400 млн тенге, а доказали 53,5 млн

В уголовном суде Шымкента 16 марта были осуждены 15 бывших таможенников и гражданских лиц – посредников, которые в 2017-2018 годах систематически получали взятки от предпринимателей. На трех таможенных постах между Казахстаном и Узбекистаном бизнесмены платили деньги за беспрепятственное прохождение казахстанской государственной границы автомобильным и железнодорожным транспортом, перевозящим не только фрукты и овощи, но и товары народного потребления.  

К 10 годам лишения свободы за неоднократное получение взяток в крупном размере приговорен бывший заместитель руководителя ДГД по ЮКО (ныне Туркестанская область) Нуржан Тенлибаев

По мнению следствия и суда, именно Тенлибаев стал автором криминальной схемы получения прибыли от незаконной деятельности на границе и главным организатором преступления. Еркен Байсапаров, который руководил таможенным постом «Капланбек», также получил 10 лет лишения свободы за неоднократное получение взяток в особо крупном размере. Шесть таможенников, включая руководителя таможенного поста «станция Сарыагаш» Джумабаева, главных специалистов постов станция Сарыагаш и «Капланбек» Табылдиева, Изтилеу, Бекжанова, Абилдабекова и Джумагулова, осуждены к семи годам лишения свободы. Им инкриминируется неоднократное получение взяток в крупном и в значительном размере. 

Руководителя управления таможенного контроля ДГД ЮКО Сейтжана Ештаева и руководителя таможенного поста «Казыгурт» Нурлана Оспанова признали виновными в совершении преступлений по статье 366 ч. 3 УКРК за неоднократное получение взяток в крупном размере. Но на основании статьи 55 ч. 4 УК зачли активную помощь следствию в изобличении других участников преступления и присудили четыре года лишения свободы. Другие фигуранты процесса, осужденные за посредничество во взяточничестве и получение взятки в значительном размере, «получили» 4.5,  4 и три года соответственно. Подсудимых Маликова и Тешебаева приговорили к одному году лишения свободы. 

«Двое на таможне не работали, не должностные лица. Заявители им деньги давали, а они их передавали по назначению. Не знали, какая сумма, за что конкретно производилась оплата. Они, конечно, понимали, что это взятка. Всем осужденным назначено наказание в виде пребывания в колонии-поселении или учреждении минимальной безопасности. В связи с изменениями в УК РК от 27.12 2019 года суд, учитывая сроки нахождения под стражей Ералханова, Маликова и Тешебаева во время следствия и судебного разбирательства, освободил их из-под стражи в зале суда, так как они полностью отбыли срок наказания, назначенный судом», – пояснил приговор судья Абинур Карабаев

Осужденным установлен пожизненный запрет на занятие должностей в государственных органах, предприятиях и на субъектах квазигосударственного сектора. Приговор не вступил в законную силу.

Криминальная схема 

Участник ВЭД завозил товара из/в Узбекистан. И как только транспорт пересекал границу, начинался пристальный досмотр. 

«Затем владельцам груза начинают разъяснять, что если хочешь нормально работать и транспорт проходил беспрепятственно, то должен платить. Иначе находятся причины разместить груз на СВХ, а товар нередко скоропортящийся. И тогда убытков не избежать. При досмотре вес может превышать, и тогда, даже за незначительный перевес – штраф, конфискация. Возможно, при погрузке наименование товаров может не совпасть. И опять штраф», – пояснил, как работала преступная схема на границе, Абинур Карабаев. 

Ставки поборов за импорт овощей, фруктов и сухофруктов варьировались от $300 до $800 за вагон либо автотранспорт. За транзит лесоматериалов из РФ в РУ – от 10 тыс. тенге до $200 за вагон или автотранспорт. Первых таможенников – фигурантов дела задержали в феврале 2018 года. Большинству подсудимых инкриминировали ст. 366, часть 3, п. 1,2,3,4, ст. 366, ч 4. 

«Приговор выносился на основании негласных следственных действий, которые проводились сотрудниками Нацбюро по противодействию коррупции. Часть обвинений в ходе судебного процесса не нашла своего подтверждения. Некоторые участники ВЭД пришли с заявлениями уже после возбуждения уголовного дела и факты, изложенные в их заявлениях, не подтверждались ни записями с камер наблюдения, ни свидетельскими показаниями, не совпадали со сведениями, полученными с ДГД. Когда давали, за что давали. Нет точности в сведениях. Проходили по делу 12 заявителей, участников ВЭД, но только 3 было доказано», – рассказал судья.  

Следствие обвиняло подсудимых на сумму 377 млн тенге. Но в ходе процесса было доказано 53,5 млн: 29,8 млн по ТП «Капланбек», 20,5 млн тысяч – по ТП «Казыгурт», по станции Сарыагаш – 2,9 млн тенге.