Горнолыжные трассы открыты, рестораны обслуживают более чем достаточно клиентов, в торговых центрах полно посетителей.
Добро пожаловать в Швецию – последний оплот тех немногих западных стран, где решили бороться с пандемией коронавируса радикально иным способом.
Пока в Европе и большей части США общественная жизнь сосредоточилась по домам, а правительства всё более жёстко ограничивают передвижение, в Швеции открыты и офисы, и магазины, власти не вводят ограничения, а дают рекомендации, и вся страна ждёт и смотрит, что из этого выйдет.
Предприятия, детские сады и школы продолжают работать. После долгой зимы в прошлые выходные уличные кафе и открытые бары Стокгольма приняли толпы посетителей, а в старом городе люди заполонили улицы, радуясь хорошей погоде. Единственные обязательные ограничения в данный момент – запрет на собрания более 50 человек, а также приказ, согласно которому бары и рестораны могут обслуживать только сидячих посетителей, чтобы не допускать скученности.
В Великобритании и Нидерландах власти тоже какое-то время собирались позволить вирусу распространяться среди населения в контролируемой манере – чтобы нарастить естественный иммунитет в популяции. Обе страны отказались от этих намерений, так как учёные предупредили, что в результате могут погибнуть сотни тысяч людей, а система здравоохранения не выдержать такой нагрузки.
Стокгольмцы по-прежнему ездят в метро. Фото: Henrik Montgomery / TT / Zuma Press
Пока ещё рано судить, будет ли решение Швеции иметь благоприятные или катастрофические последствия, но пока что вирус не получил в стране широкого распространения. Население Швеции составляет 10 млн человек, и на 30 марта в королевстве было подтверждено 4 028 случаев заболевания Covid-19 и 146 случаев смерти, по данным Университета Джона Хопкинса. В другой европейской стране с похожей площадью и населением в 8,8 млн человек – Австрии – границы закрыли, а число случаев коронавируса и смертей от него составило 9 200 и 108 соответственно.
За этим подходом стоит главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл. По его словам, этот подход – как и первоначально взятый Великобританией курс – заключается в том, чтобы дать вирусу распространиться как можно медленнее. Пожилые и наиболее уязвимые лица остаются под защитой, пока большая часть населения не выработает естественный иммунитет или не появится вакцина.
В следующие две недели станет понятно, может ли шведский подход привести к успеху или же власти смирятся с реальностью в случае наплыва новых заболевших, говорит доктор Сесилия Содерберг-Науклер, профессор в Каролинском институте. Она прогнозирует, что правительству придётся отказаться от нынешней мягкой политики, так как вирус выйдет из-под контроля из-за отсутствия ограничений и тестирования. По её словам, те азиатские страны, которые сумели избежать закрытия границ, добились этого путём массового тестирования населения, чтобы выявить случаи заражения и остановить передачу инфекции.
В Швеции уже давно предпочитают не принудительные меры, а добровольные руководящие принципы, согласно которым в данный момент пожилым людям нужно самоизолироваться, а молодёжи сократить темп общественной жизни. Как считает доктор Тегнелл, при таком подходе люди охотнее следуют рекомендациям властей.
«Большинство людей останется дома, если у них появятся симптомы болезни, – говорит Тегнелл. – Мы хотим замедлить распространение эпидемии, пока Швеция не достигнет своего рода пикового уровня, и если этот уровень не будет критическим, мы сможем придерживаться такой политики и дальше».
По сравнению с Великобританией, шведская общественность не стала резко противиться такому подходу в борьбе с вирусом. Опрос Novus на прошлой неделе показал, что 80% населения одобрило выступление премьер-министра Стефана Лёвена. Лёвен воззвал к личной ответственности каждого взрослого гражданина Швеции, чтобы не дать вирусу широко распространиться.
Мобильный госпиталь в Стокгольме готов принять пациентов. 30 марта. Фото: Jonas Ekstromer / Shutterstock
В прошлые выходные в Стокгольме, по-видимому, больше людей избегали закрытых помещений, чем за неделю до этого. Пассажиры в общественном транспорте соблюдали дистанцию. Некоторые жители Стокгольма сидят по домам, а многие лыжники прервали поездки на популярные лыжные курорты вроде Оре. Количество людей в метро и электричках Стокгольма на прошлой неделе упало на 50%, по данным муниципальной компании Storstockholms Lokaltrafik, занимающейся организацией общественного транспорта.
Шведский подход получил одобрение некоторых европейских экспертов и должностных лиц, в том числе Ансгара Лозе, известного немецкого врача, и сэра Патрика Валланса, главного научного советника британского правительства.
Но даже некоторые сторонники шведской политики считают, что её сложно воплотить где-либо ещё за пределами скандинавских стран. В шведской культуре, по их словам, разные поколения общаются не так тесно, как в Италии, например. По официальным данным, более половины домохозяйств Швеции состоит из одного человека. Это значит, что меньше риск передачи вируса от молодых людей к пожилым.
Это может также объяснить, почему так много смертей от Covid-19 в Швеции наблюдается в её сомалийской общине. Шведские сомалийцы, как правило, ютятся вместе в более бедных районах. Разные поколения больше контактируют друг с другом, а правительственная информация менее доступна.
Некоторые шведские экономисты раскритиковали стратегию правительства, назвав её недальновидной. По их словам, эпидемия, вышедшая из-под контроля, может обойтись дороже краткосрочных выгод от такого подхода.
Бар в Стокгольме зазывает посетителей. 26 марта. Фото: Colm Fulton / Reuters
Но главные опасения высказывают учёные и врачи. Некоторые из них беспокоятся, что случаи заболевания Covid-19 скоро начнут расти лавинообразно. Клиника коммуны Худдинге в Стокгольме приобрела холодильные камеры для тел на случай, если количество погибших возрастёт, как в других странах. Плановые хирургические операции приостановлены, а власти Стокгольма возводят временную больницу для лечения Covid-19.
«Это масштабный и рискованный эксперимент со всем шведским населением, который может иметь катастрофические последствия, – заявляет Йоаким Роклев, профессор эпидемиологии в университете Умео и один из учёных, требующих смены правительственного курса. – Опасно позволять людям самим решать, что делать, без каких-либо ограничений. Как видно на примере других стран, это серьёзная болезнь, а Швеция не отличается от других стран».
Исследования доктора Роклева показывают: если гнаться за коллективным иммунитетом и при этом не подавлять передачу вируса, то больницы захлебнутся от нагрузки, в итоге огромное число людей преждевременно погибнет. Он сомневается, что группы высокого риска можно эффективно уберечь от инфекции при таком подходе.
Фредрик Элг, профессор вирусологии в университете Умео, заявил, что нынешняя политика правительства внушает опасения. Он призвал к введению карантина в Стокгольме.
«Эпидемиологическая кривая показывает, что мы не справимся с новыми случаями заболевания», – сказал он.