Министерство финансов РК не будет выплачивать компенсацию карагандинке, с которой сняли обвинения в незаконном обналичивании денег.
Согласно материалам дела, решение по которому принимал Казыбекбийский районный суд №2 Караганды, уголовное преследование Алии Кусаиновой началось в июле 2010 года. Ее обвиняли в создании липовых фирм, с помощью которых бизнесмены уклонялись от уплаты налогов. Общий ущерб государству тогда оценивался в 12 млрд тенге.
Изначально подозреваемую поместили под стражу, в дальнейшем меру пресечения изменили на домашний арест, еще позже – на подписку о невыезде и надлежащем поведении.
В сентябре 2018 года уголовное дело прекратили в связи с декриминализацией статьи «Лжепредпринимательство».
Спустя полтора года Алия Кусаинова подала иск о взыскании морального и материального ущерба к министерству финансов РК, представляющему интересы государственной казны в подобных спорах. Примечательно, что в своем заявлении она не указала конкретные суммы.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что Алия Кусаинова не имеет права на возмещение вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности. Он отказал в удовлетворении исковых требований, так как уголовное дело было прекращено по нереабилитирующим основаниям вследствие введения в действие закона, отменяющего уголовную ответственность.
В ноябре 2019 года Карагандинский областной суд оставил без изменений оправдательный приговор по делу о выписке фиктивных счетов-фактур в отношении 11 человек, включая Алию Кусаинову. Следствие полагало, что Кусаинова руководила организованной преступной группировкой, которая изготавливала фальшивые бухгалтерские документы, помогая предпринимателям уклониться от уплаты налогов.
Нанесенный государству ущерб на этот раз оценили в 4 млрд тенге. Однако доказательства, собранные по делу, оказались недостаточными для установления вины подсудимых.