На прошлой неделе в Европе разразился очередной скандал, связанный с поставками в Германию защитных масок из Китая. Городские власти Берлина обвинили США в перехвате партии респираторов, предназначавшихся для местной полиции. Это не первый случай, когда поставки различных медицинских товаров срываются из-за вмешательства таможенников третьих стран. Эксперты отмечают, что, вероятнее всего, злого умысла в таких действиях нет, а глобальное партнерство и солидарность стали заложниками национальных законодательств в период чрезвычайного положения и мирового разделения труда.
О том, что предназначавшиеся для берлинской полиции 200 тыс. респираторов американской корпорации 3М (входит в сотню крупнейших компании США) были конфискованы бангкокской таможней по запросу американских властей стало известно в минувшую пятницу.
Несмотря на то, что основное производство 3М рассредоточено более чем в полусотне стран мира, ее продукция попала под действие закона времен Корейской войны, запрещающего экспорт стратегической продукции. После того, как маски были перенаправлены в США, глава Управления внутренних дел Берлина Андреас Гизель не смог сдержать эмоции, назвав такое решение «актом современного пиратства» и призвал Белый дом придерживаться правил международной торговли.
Примечательно, что подобные американскому «закону корейской войны» меры теперь действуют почти во всех странах Европейского союза. Еще в начале марта, на основании запрета на экспорт медицинской продукции, Германия сама заблокировала более 800 тыс. масок из Китая, предназначавшихся Италии. На урегулирование конфликта ушло почти три недели и только в 20-ых числах марта груз наконец-то дошел до Ломбардии – одного из крупнейших очагов распространения COVID-19 на Апеннинском полуострове.
Аналогичный случай произошел и в Польше. Итальянская La Repubblica 23 марта сообщила, что польские власти заблокировали более 20 тыс. масок, предназначавшихся для медучреждений Рима и столичного региона Лацио.
На урегулирование вопроса итальянским дипломатам пришлось потратить несколько дней. С похожим случаем итальянцы столкнулись и в Румынии, которая конфисковала направленную им партию из 10 тыс. масок.
Спустя неделю после того, как в Чехии были конфискованы почти 700 тыс. медицинских масок, которые шли в Италию из Китая, местные власти принесли извинения официальному Риму и передали итальянцам 110 тыс. этих изделий. Остальная часть все еще находится под подозрением о контрабанде.
Запрет на экспорт медицинских товаров, стал причиной того, что на прошлой неделе, на складах во французском Лионе скопились около миллиона масок и перчаток, которые шведская Mölnlycke направила транзитом в Италию и Испанию. Впрочем, к 3 апреля конфликт был исчерпан.
В свою очередь Франция сама стала «жертвой» сорванных поставок защитных средств из Китая. Как сообщает «Немецкая волна», глава региона Гранд-Эст Жан Роттнер заявил, что американцы перекупают маски буквально «на взлетной полосе» в КНР.
«Они вытаскивают наличные и платят втрое или вчетверо выше цены нашего заказа», — сказал Роттнер в интервью медиакомпании RTL в четверг, 2 апреля.
«Мы должны бороться», — подчеркнул глава региона, в состав которого входят Эльзас, Лотарингия и Шампань-Арденны. Он не уточнил, сколько масок США перекупили у французов. Правительство в Париже пока не подтвердило обвинения, выдвинутые Жаном Роттнером.
Перебои с поставками медицинских товаров первой необходимости, тех же защитных масок, мировое производство которых в основном сосредоточено в Китае и странах Юго-Восточной Азии ставят перед властями европейских государств и бизнесом вопросы о целесообразности такого распределения мирового труда.
Например, в Италии крупные компании и известные бренды уже частично переводят свои производственные мощности на «военные рельсы» борьбы с пандемией. Lamborghini запустила производство хирургических масок и медицинских щитков. Их примеру последовала Christian Dior. Но это временное решение.
Французский президент Эмманюэль Макрон заявил о намерении до конца года в целом нарастить производство масок в стране. В этом его поддержала и группа из 58 парламентских депутатов, которые предлагают локализовать и вернуть из-за рубежа в страну производство товаров первой необходимости.
Тренд на локализацию производства важных для жизни товаров, тех же медикаментов, защитных средств и медоборудования, будет нарастать, говорит заместитель директора Института международных исследований, директор Центра исследований России и Центральной Азии при Фуданьском университете Фэн Юйцзюнь.
О том, что модель современной глобализации, возможно, уже в ближайшем будущем будет пересмотрена или скорректирована пишут в своей статье для Foreign Policy профессор политологии и международных отношений в Университете Джорджа Вашингтона Генри Фаррелл и профессор Школы дипломатической службы и государственного управления им. Эдмунда Уолша при Джорджтаунском университете Авраам Ньюман. По их мнению, нынешний кризис показывает, что мир, в котором производство жизненно важных товаров (тот же Китай занимает более половины мирового рынка санитарных масок и прочих защитных средств) зависит по сути от одного источника и стабильной работы цепочки поставок, слишком уязвим. И в ближайшие месяцы, считают эксперты, такие уязвимости будут выявлены и в других экономических нишах.