Станете ли вы покупать акции на пике их стоимости и продавать, когда они достигли дна, если рынок вдруг охватит паника? Используйте рекомендации, представленные ниже, чтобы это понять.
Падение котировок и массовый сброс акций на глобальных рынках стал для инвесторов весьма неприятным сюрпризом. Однако сейчас им угрожает нечто гораздо более опасное: а именно то, что эти потери могут повлиять на их дальнейшие решения и привести к еще большим убыткам.
Впрочем, события вполне могут разворачиваться и по другому сценарию.
Во-первых, чтобы понять, почему люди совершают эту ошибку полезно вспомнить феномен, впервые описанный лауреатом Нобелевской премии Полом Самуэльсоном. Его суть заключается в небольшом споре: кто-то подкидывает монетку и если выпадает орел, вы выигрываете $200, но если решка, вы проигрываете $100. Вопрос – станете ли вы участвовать в таком споре?
Если вы мало чем отличаетесь от большинства других людей, то наверняка вы откажетесь от такого пари. Это происходит потому, что для многих людей потеря $100 ощущается намного сильнее, чем радость от выигрыша в $200. Другими словами, потери воспринимаются намного острее, чем позитивное чувство в случае приобретения. Это правило работает даже тогда, когда потери относительное невелики, и не представляют большого риска.
Такая «боязнь потерь» объясняет, почему для многих рыночная корректировка цен является настолько неприятным явлением, что в итоге оборачивается паникой и поспешным избавлением от акций. Ведь мы просто автоматически начинаем ненавидеть любое убыточное портфолио.
Однако многие инвесторы испытывают не просто боязнь потери. Они чрезвычайно чувствительны именно к краткосрочным потерям, феномен, который мы с Ричардом Талером, называем близорукостью в неприятии потерь. Когда кто-то близорук, он способен разглядеть лишь то, что расположено вблизи от него, а все, что находится на отдалении, ему видится чем-то расплывчатым. С профессором Талером мы сумели показать, что многие инвесторы становятся близорукими, когда дело касается результативности их инвестиций, ведь сфокусироваться они могут только на недавних событиях, даже если это всерьез мешает обеспечить доходность в долгосрочной перспективе. Именно эта категория инвесторов входит в группу наибольшего риска, поскольку они склоны избавляться от акций в период паники.
Страдаете ли вы от близорукости в неприятии потерь? Ниже представлен разработанный мной краткий опросник при помощи которого можно определить вероятность того, станете ли покупать акции на пике их стоимости и продавать, когда цены достигли дна в случае, если рынок охватит паника.
1. В обычное время, как часто вы оцениваете динамику доходности своих инвестиций?
A. Ежедневно или еженедельно
B. Ежемесячно или поквартально
C. Ежегодно
D. Каждые несколько лет
E. Никогда
Чем чаще инвестор проверяет данные по доходности своих инвестиций, тем более вероятно, что он страдает от близорукости в неприятии потерь. Такая ситуация складывается из-за того, что зачастую он переоценивает важность потерь и чрезмерно бурно реагирует на панические настроения на рынке, поспешно избавляясь от своих акций. Т.е. проблема не обязательно связана с собственно потерями, но и с тем, как часто мы ментально связываем себя с ними.
2. Часто ставлю перед собой цель, но позже меняю ее. Это:
A. Очень напоминает меня
B. Напоминает меня
C. В чем-то напоминает меня
D. Не слишком на меня похоже
E. Не имеет со мной ничего общего
Этот вопрос был позаимствован из оценки «твердости характера» разработанной профессором Ангелой Дакворт и ее коллегами. Им удалось показать, что твердость характера, т.е. готовность проявлять упорство в достижении долгосрочных целей, в особенности, когда сделать это не просто, может помочь предсказать самые разные результаты, начиная от успеха в академической сфере, до кредитоспособности.
Если вы часто сдаетесь даже на пути к краткосрочным целям, высока вероятность того, что когда рынок пойдет вниз, вы продадите свои акции в момент, когда они достигнут дна. И все потому, что боязнь краткосрочных потерь будет подрывать на вашу способность придерживаться долгосрочной инвестиционной стратегии.
В противоположность таким инвесторам, те, кто продолжает идти к своим целям, вероятнее всего, не станут обращать внимание на рыночные потери. Это сродни тому, как бегуны на ультра длинных дистанциях игнорируют боли в мышцах и поэтому добегают до финиша. Это очень полезная ментальная установка, поскольку для большинства из нас инвестирование – это не спринт, а марафон.
3. Используете ли вы для регулярной проверки динамики доходности своих инвестиций какие-либо приложения?
A. Да
B. Нет
Несмотря на то, что смартфоны способны сделать процесс инвестирования более удобным, в период высокой волатильности на рынке, это удобство становится источником проблем. Причина этого кроется в том, что обладая мобильным устройством люди склоны действовать более импульсивно и эмоционально.
Как наглядно показала профессор Шири Мелумад из Уортонской школы бизнеса, смартфоны способны оказывать влияние на генерирование людьми более эмоционального контента. Более того, ученые Техасского университета и Калифорнийского университета в Сан-Диего доказали, что даже простое присутствие мобильного устройства рядом с человеком может снизить его рабочую память и способность к восприятию.
По-моему мнению, эти же самые тенденции могут привести к тому, что в условиях паники мы, скорее всего, решим избавиться от своих акций. Ведь вам больше не нужно звонить своему консультанту или писать ему e-mail, достаточно просто достать смартфон из кармана, и буквально несколькими кликами ликвидировать ту часть портфолио, которая упала в цене.
Что же делать, если пройдя этой небольшой тест, вы поняли, что сверхчувствительны к краткосрочным потерям?
Самое первое, что вам нужно предпринять, это перестать отслеживать происходящее на рынке. Просто удалите все финансовые приложения из своего смартфона. Кстати, для финансовых консультантов это хорошая возможность помочь клиентам создать такую цифровую среду, которая бы способствовала принятию долгосрочных решений.
Однако если вы не в силах сопротивляться желанию отслеживать события на рынке, важно предпринять три следующих шага, чтобы изменить восприятие картины в целом.
• Расширьте поле зрения. Это подразумевает изменение самого формата измерения динамики доходности. К примеру, при проверке пенсионного счета, многие финансовые учреждения сегодня позволяют взглянуть на него с точки зрения прогнозируемого размера пенсионного дохода, а не просто общей накопленной суммы. В этом случае прогнозируемый пенсионный доход не только дает более обширную картину – при рыночных колебаниях это также является более надежным индикатором.
Возьмем для примера инвестора с портфолио в миллион долларов, где 60% приходится на акции компаний, а 40% на облигации. Предположим, что доходность по акциям упала на 30%, тогда как по облигациям ситуация осталась прежней. Это означает, что стоимость портфолио теперь составляет $820 тысяч. Чтобы не усложнять анализ, давайте также предположим, что размер ежегодно выводимых со счета средств составляет 4%. В этом случае годовой пенсионный доход снизится с $40 тыс. до $32 800, т.е. снижение составит 18%.
Однако также важно учесть и пенсионные выплаты со стороны государства, поскольку их размер остается неизменным. По достижению пенсионного возраста (66 лет в среднем по США), пенсионные выплаты могут составить до $36 тыс. в год, в зависимости от трудового стажа. В этом случае, общий пенсионный доход снизится лишь на 9% (с $76 ты. до $68 800). Т.е. если взглянуть на вопрос более широко, то картина получается не столь удручающей, как если опираться лишь на результаты фондового рынка.
• Рассматривайте спад на рынке, как возможность, а не как проблему. Это не катастрофа, это всего лишь сделка. Я вовсе не призывают ждать, пока индекс Dow упадет, скажем, до 15 000 или 12 000, ведь у меня нет волшебного хрустального шара. Достаточно лишь немного пересмотреть свое портфолио, а именно подготовить конкретный план по приобретению открытых к продаже акций по мере того, как рынки продолжают падать. Консультантам также стоит обратить внимание своих клиентов именно на изменение баланса в портфолио, а не на его распродажу.
• Рассматривайте рыночную коррекцию с точки зрения поиска решений, которые помогают лучше понять реальные последствия кризиса. Если вновь вернуться к примеру с 9% снижением общего пенсионного дохода, то в этом случае инвестор может легко компенсировать спад на рынке просто немного скорректировав свой пенсионный план.
Один из вариантов – это применить то, что я называют методом трех шагов. Работает это примерно так: если инвестор решится выйти на пенсию на год позже запланированного; в течение следующих двух лет сохранит на один процентный пункт в год больше (в случае, если он еще работает), а также сократит запланированный уровень трат на пенсии на 3%, он (или она) смогут полностью компенсировать недавний спад на рынке, даже если тот никогда больше не восстановится.
Главное во всем этом, это то, что выявляя инвесторов, наиболее чувствительных к текущему кризису и помогая им взглянуть на свое портфолио более широко, можно снизить их обеспокоенность по поводу рыночных колебаний, которые, по сути, происходят ежедневно. В свою очередь это снизит и число ошибок в инвестировании, которые только усугубляют панику и оборачиваются убытками для многих людей.
В конце концов, неопределенность это ведь не что-то новое, а вот паника вредит всем.
Доктор Шломо Бенарци (@shlomobenartzi) – профессор и соруководитель группы поведенческого анализа в Anderson School of Management при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Также является одним из постоянных авторов The Wall Street Journal.